УАЗБУКА, почти все об автомобилях УАЗАвтомобили УАЗ: Клуб УАЗоводов, Фотогалерея, Форум УАЗ, библиотека, каталог УАЗ
Автовентури
УАЗБУКА, почти все об автомобилях УАЗ
 
[ Электрооборудование и приборы ]

Маршрутный компьютер на УАЗ 3151
© Анатолий Хохряков [HOHAN]


2005 год

Приобретение.
Можно заказать через сайт завода-изготовителя ОАО "Счетмаш", г. Курск. Однако решил использовать опыт приобретения "Элары" и позвонил по телефону. Сразу попал на нужного человека, обговорили комплектацию, минут через 10 получил факс с платежными реквизитами, через полчаса заплатил, дней через 10 пришла посылочка. На этот раз (в отличие от "Элары") на почте ничего не доплачивал.
Комплектация такая:

    • маршрутный компьютер АМК-211500;
    • датчик расхода топлива (13.3853);
    • датчик скорости ДСА-505 (301.3843 6-ти импульсный с проходным валом);
    • комплект монтажных частей КМЧ-501;
    • датчик температуры окружающего воздуха.;Общая стоимость 3150 руб. (лето 2004г.).

Установка.
Изделие для установки на обычный карбюраторный УАЗик никак не рассчитано. Но если очень хочется - то все получится. Для начала соорудил полочку над лобовым стеклом.

Для крепления полочки использовал уголки из стали толщиной 1,5 мм закрепив их в штатных местах противосолнечных козырьков. (Фото1,2.) На горизонтальной части - по 3 отверстия с резьбой М4, в два из которых крепятся и сами козырьки.

По бокам для жесткости дополнительно на саморезах установил алюминиевые уголки. Саму полку выпилил из фанеры толщиной 10 мм. По бокам - отверстия для динамиков. Обтянул все искусственной кожей. (Хотел сначала подобрать светлую, под цвет обивки потолка, но не нашел и обтянул черной. И, по-моему, правильно сделал - смотрится очень даже прилично). Перед обтяжкой закрепил все необходимые винты с потайной головкой (для крепления динамиков, каркасов магнитолы и компьютера). Снизу полки все закрылось кожей. Провода проложил в гофрошланге с левой стороны.

Сюда расположил компьютер и музыку (МР-3 ресивер JVC KD-G 807; динамики; антенну Cheetah). Для крепления компьютера изготовил прямоугольную коробочку из стальной полоски типа салазок для автомагнитолы. Жгуты проводов - с левой стороны в гофрошланге. Некоторые провода из "родного" жгута разрезал и удлинил (все зависит от расположения компьютера и датчиков).


 
Датчик расхода топлива закрепил на кронштейне ГУРа. С ним никаких проблем не было.

При подключении датчика скорости (ДС) возникают две основные проблемы.

  1. ДС штатно должен устанавливаться на привод спидометра у коробки передач (в нашем случае - раздатки). Однако у нас здесь разные диаметры резьбовых соединений (М 18х1,5 и М 22х1,5). Можно изготовить специальный переходник, но я установил датчик скорости на спидометр. Резьбы здесь совпадают, а ДС соединяется как бы обратной стороной. На вырабатываемые им прямоугольные импульсы это не влияет.
  2. Не совпадает передаточное отношение приводов спидометра автомобилей. У ВАЗовских моделей (на которые и рассчитан компьютер) - это отношение равно 1000 оборотов вала на 1 километр пути. У НАШЕГО авто - 624 оборота на 1 км. Поэтому непосредственное подключение ДС к компьютеру приведет к заниженным показаниям скорости и пути.

Эту проблему можно решить электронным путем, установив между выходом ДС и соответствующим входом маршрутного компьютера преобразователь частоты с необходимым коэффициентом пересчета. Такая схема опубликована в журнале "Радио" № 2 за 2001 год, стр.40 (дополнение - № 5 за 2001г., стр.44). О том, как налаживал эту схему - отдельная история.

Схема вырабатывает импульсную последовательность с частотой в 8/5 раз больше, чем входная (для 10-ти импульсного датчика скорости). Для 6-ти импульсного датчика (который я установил) это соотношение согласно рекомендациям статьи должно быть 5/3, для чего необходимо немного изменить подключение микросхем DD1 и DD3. Собрал схему с рекомендованными изменениями. Включил - не работает. Определил, что нет импульсов на выходе микросхемы DD1. Ну понятно - неисправна микросхема (на входе - есть, на выходе - нет, ошибок в монтаже -нет). Заменил. Не работает. Ну, может, перегрел при пайке, бывает. Заменил. НЕ РАБОТАЕТ!!! Начал, наконец, думать головой. Оказалось, что если выполнить рекомендации, то импульсов на выходе DD1 (вывод 11) не должно быть принципиально, а коэффициент деления DD3 все равно будет 8 (вместо 5).

Путем консультаций и экспериментов получился такой работоспособный вариант изменений:

Есть проблема с обеспечением показаний уровня топлива.
Штатно вывод 8 компьютера подключается параллельно к цепи сигнала датчика уровня топлива (ДУТ) автомобиля. Место подключения - разъем комбинации приборов автомобиля.
Индикацию обеспечивают и компьютер, и штатный стрелочный индикатор.
В УАЗике индикатор и ДУТ имеют совсем другие характеристики и такое подключение не работает.

Я установил ДУТ от Волги (582.3827-55л) удлинив штангу поплавка. (Жигулевские датчики не подходят по крепежным отверстиям).
Схема подключения такая:

Уровень топлива показывает только компьютер, штатный индикатор уровня топлива остается без работы. На его место я установил часы (от ВАЗ 2106).

Датчик внешней температуры (ДВТ) рекомендуется устанавливать внутри переднего бампера. Я его поначалу пожалел - зачем купаться в воде/грязи - и установил под бензобаком. Зря. Теплый воздушный поток от двигателя искажает показания в любой точке ЗА двигателем. Поставил как и требуется.

О точности измерений. Расстояние компьютер немного завышает.
На резине ЯИ-357 наматывает лишний километр на расстоянии примерно 40-45 км. На 502-й резине лишний километр выскакивает километров через 25-30. Штатный спидометр безбожно врет уже через десяток километров. Показания скорости спидометра и компьютера практически совпадают.

Датчик расхода топлива немного завышает показания - из бака на 39 литров он расходует около 42.
Интересно, что в электронном руководстве Паспорт маршрутного компьютера (273K) описана возможность корректировки показаний расхода топлива, а в бумажном - нет. (И самое досадное - недоступна на компьютере).

Расход на 100 км пути таким образом получается почти правильным. (У меня в последние поездки - 5 человек, шоссе, 70-80 км/час, муфты включены (зима) -14-14,5). Уровень топлива компьютер показывает с точностью до одного литра (за исключением последних 5 литров - цифра 5 стоит до кончины топлива) - это из-за того, что не совсем точно удлинил штанги поплавков ДУТ. Еще интересное наблюдение - в момент расходования последних капель бензина из бака показания датчика расхода растут с астрономической скоростью (думаю - из-за подсасывания воздуха). С другой стороны - резкое повышение расхода - верный признак переключаться на другой бак.

Впечатления. Самый любимый приборчик в автомобиле.
[HOHAN] 2005г.

наверх

Top.Mail.Ru



Дизайн © 1999- Уазбука. О сайте

info@uazbuka.ru


Клуб УАЗоводов Фотогалерея УАЗБУКИ Форум УАЗБУКи Руководства, справочные материалы об УАЗ Каталог деталей УАЗ