МЕНЯЕМ ВЕДУЩУЮ ШЕСТЕРНЮ / ОСНАСТКА

И ЕЕ ПОДШИПНИКИ В РЕДУКТОРЕ УАЗА

На "штатских" УАЗах (без бортовых передач) ведущая шестерня редуктора установлена на двух подшипниках: большом - двухрядном роликовом коническом 57707АУ и малом - роликовом цилиндрическом 102304М (рис. 1).
Заменять их, на наш взгляд, следует при первых же признаках неисправностей моста (хотя, если довериться некоторым источникам, можно ездить, пока причина шума сама "наружу не вылезет").
При сильном износе малого подшипника 1 перемещение ведущей шестерни 2 нередко приводит и к разрушению наружного кольца большого подшипника 3. Рабочие поверхности переднего хода на зубьях ведущей шестерни к этому времени, как правило, уже выкрошены, а регулировочные прокладки большого подшипника просто раздавлены. Главная же беда - возможность поломки картера редуктора или его крышки.
Чтобы извлечь ведущую шестерню моста УАЗ-31512, можно, в принципе, разъединить мост (при отсоединенном от крышки редукторе) и нанести несколько ударов по торцу шестерни со стороны малого подшипника. Но удобнее воспользоваться съемником, показанным на рис. 1. К тому же это предотвращает повреждение деталей.
Работаем так. Гайку 11 (М20х1,5 под ключ "на 27") свинчиваем до конца резьбового участка шестерни 2. Надеваем на гайку захват 12, состоящий из двух половин, стягиваемых винтом 5. Силовой винт 8 ввертывается в резьбовое отверстие траверсы 7, которая стойками 4 (приваренными) опирается на горловину картера моста.
Демонтировав шестерню, извлекаем регулировочное 14 и распорное 13 кольца с пакетом прокладок. Они понадобятся при регулировке редуктора после замены деталей.
Подшипник 102304М устанавливаем на ведущую шестерню (в соединении возможен зазор до 0,022 мм или натяг до 0,002 мм) оправкой, показанной на рис. 2.
После напрессовки малого подшипника на хвостовик последний рекомендуют расклепать с торца в четырех местах - так, чтобы диаметр в этих местах увеличился с 20 до 20,5 мм. Ширина расклепываемой зоны - около 4 мм. Это обеспечит более надежную фиксацию подшипника.
Внутреннее кольцо большого подшипника, расположенное рядом с ведущим венцом, напрессовываем отрезком трубы 1,25 дюйма.
Если нужно запрессовать ведущую шестерню в сборе (по существу - наружное кольцо большого подшипника), применяем приспособление, показанное на рис. 3, фланец 6 которого крепится к горловине картера винтами. (Но некоторые ограничатся оправкой 4 и кувалдой.) Стойки 3 приварены к траверсе 2 и фланцу 6. Натяг наружного кольца при запрессовке - 0,008-0,051 мм.


Рис. 1. Демонтаж ведущей шестерни съемником: 1 - подшипник 102304М; 2 - ведущая шестерня; 3 - подшипник 57707АУ; 4 - стойка (10х30х170 мм); 5 - винт; 6 - штифт; 7 - траверса; 8 - винт; 9 - шайба; 10 - упор; 11 - гайка; 12 - захват; 13 - распорное кольцо; 14 - регулировочное кольцо.

Рис. 2. Оправка для монтажа подшипника 102304М на ведущую шестерню.


Рис. 3. Запрессовка ведущей шестерни в картер моста: 1 - винт; 2 - траверса; 3 - стойка (10х30х135 мм); 4 - оправка; 5 - ведущая шестерня в сборе; 6 - фланец приспособления; 7 - картер.

Валентин ГРИГОРЬЕВ