УАЗБУКА, почти все об автомобилях УАЗАвтомобили УАЗ: Клуб УАЗоводов, Фотогалерея, Форум УАЗ, библиотека, каталог УАЗ
Автовентури
УАЗБУКА, почти все об автомобилях УАЗ
 

КАК "СКРУТИЛИ" ПИКАП
© "За Рулем" №4 2001


В ТОЛЬЯТТИ СДЕЛАЛИ ГРУЗОВИЧОК «ОСОБО ПОВЫШЕННОЙ» ПРОХОДИМОСТИ

Вездеход Капрал

КАПРИЗ МИЛЛИОНЕРА

Подобные авто (не путать с гусеничными машинами) в первый раз появились в Великобритании под маркой "Lynx". Шарнир позволял половинкам кузова поворачиваться друг относительно друга.

В Тольятти идею сотворения схожей конструкции завез один миллионер еще сначала 90-х. Он заказал "Восточному кольцу" - фирме, в то время выпускавшей рамные пикапы "Бизон" на агрегатах "Нивы", опытнейший эталон такового автомобиля с силовым агрегатом "Самары" и среднемоторной сборкой. Кабину пожелал трехместную, с водительским креслом посредине - чтоб приспособить вездеход и к лево-, и к правостороннему движению. Таковой вот автомобильчик для развлечений.

Конструкцию сделали очень стремительно. Выстроили и другой вариант с агрегатами "Нивы". Но с миллионером не сошлись в стоимости - мысль, как досадно бы это не звучало, не отыскала развития. Позднее сделали схожую машину для геологов на базе УАЗа, да и она осталась невостребованной

Более чем через 10 лет об этом наследстве вспомнил создатель конструкции - Валерий Петрович Яковлев, работающий в фирме ВИС - "ВАЗинтерсервис". Вездеход с шарниром сделали стремительно - естественно, на базе вэдового грузовичка ВИС-2346. Так в 2000 году на свет появился "Капрал".

ПИКАП РАСПИЛИЛИ...

Вездеход КапралНо это только полдела. Меж полурамами кабины и кузова воткнули большой подшипник, позволяющий "половинкам" поворачиваться одна относительно другой на 40 градусов. Ограничители не дают частям машины завертеться на больший угол. Карданный вал, тросы управления стояночным тормозом и топливные трубки (бак размещен под кузовом) проходят через подшипник. Система выпуска остается на фронтальной половине - закреплена на задней стене кабины.

Изюминка "Капрала" - блокировка поворотного подшипника, с помощью которой "скручивающийся" вездеход превращают в обыденный автомобиль для езды по жестким дорогам. На задней стене кабины закреплен "жигулевский" щит с тормозными колодками, а барабан тягами соединен с задней половинкой машины. В кабине - рычаг, аналогичный ручнику. Затянул - половинки стопорятся и "Капрал" преобразуется в обыденный вэдовый ВИС-2346.

Вездеход КапралОчередной элемент увеличения проходимости - стояночный тормоз с раздельным управлением. В дополнение к стандартному рычагу еще есть два, только без фиксаторов. Они позволяют подтормаживать хоть какое из задних колес поодиночке. Если одно из их буксует - подтормозив его, перераспределяем вращающий момент на колесо другого борта.

По словам создателя конструкции, хоть какой автомобиль (все-же лучше рамный) несложно переработать в "скручивающийся". В качестве подшипника подойдет опорно-поворотное устройство (они бывают различных размеров), применяемое в станках-роботах. Стоимость переделки и повышение материалоемкости конструкции - приблизительно 10% от цены серийного автомобиля.

ВТЯНИТЕ Животик, "КАПРАЛ"!

По асфальту грузовичок движется как обыденный - заторможенный шарнир ничем себя не выдает. Машина достаточно быстро разгоняется, поворачивает и рулится без заморочек; на трассе держит 120.
Съезжаем на разбитую грунтовку и отпускаем "поворотный" тормоз. Воспоминание, как будто пикап пошел мягче. Специально выбираю дорогу похуже - где ям больше. Чтоб осознать разницу, проезжаю один и тот же участок два раза. 1-ый раз - с блокировкой шарнира. Грузовичок, как утка, переваливается с боку на бок на кочках, глубокую канаву удается переехать только с хода. Медлительно и аккуратненько не выходит - диагонально расположенные колеса вывешиваются, беспомощно вращаясь в воздухе, и машина останавливается.

Сейчас то же самое, но уже с "распущенным" шарниром. Валкость "Капрала" разительно уменьшилась. Фронтальные колеса идут сами по для себя, задние - как будто раздельно от фронтальных. Косую канаву преодолеваю просто. Останавливаюсь в самом изломе и без буксования трогаюсь с места. Любопытно!

Вездеход Капрал

Ищу высочайший бруствер и захожу на него под острым углом. Плавненько переваливаю его фронтальными колесами и... задеваю "животиком". Вот для тебя и на! Подшипник-шарнир висит в самой середине базы и цепляется за холмы. Правда, он не опасается схожих контактов - конструкция, по заверениям создателя, очень крепкая. Кое-как сползаю с бугра.

Опять пищу по канавам в поисках места, где можно испытать "бортовой ручник". К огорчению, вывесить "Капрал" так и не удалось - пришлось наслаждаться грязюкой нашего импровизированного автополигона. Что ж, подтормаживание колеса, потерявшего сцепление с дорогой, малость помогает, но, естественно, не панацея. К тому же воспользоваться им следует очень аккуратненько, по другому можно вызвать насыщенный износ тормозных колодок, сателлитов дифференциала и... засесть в лужу основательно. А маленькую речушку с песочным дном грузовичок форсировал даже без намека на буксование.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ?

Конструкция вездехода показалась очень увлекательной, у нее есть тривиальные плюсы. Шарнир, позволяя половинкам машины сдвигаться относительно друг дружку, на самом деле, наращивает ходы подвески. Благодаря этому "Капрал" уверенно движется по пересеченной местности. Здорово, что шарнир блокируется - по другому, накренившись в резвом повороте на шоссе, машина может начать скручиваться.

Вездеход Капрал Самый главный минус - низковато висячий "животик", цепляющий за холмы и гребни. Пожалуй, отмечу очередной недочет: шарнир фиксируется при любом относительном положении половинок. А нужно бы в строго определенном, чтоб исключить блокировку с перекосом мостов. Правда, конструктор утверждает, что отыскал новый вариант шарнира, не ограничивающий радиус продольной проходимости автомобиля.

Сомнения, возникшие в процессе знакомства с "Капралом", касаются надежности и долговечности коробки. Ведь конкретно на нее во время скручивания машины действуют завышенные нагрузки, в особенности если по неровностям ехать не очень медлительно. Поворот задней "половинки" машины относительно фронтальной изменяет вращающий момент на коробке и "раздатке".

И все таки, невзирая на недостатки, предложенная конструкция уникальна, она заслуживает внимания. А ответить на вопросы и рассеять сомнения могут только всесторонние тесты.

Текст: Сергей Мишин.


наверх



Дизайн © 1999- Уазбука. О сайте

info@uazbuka.ru


Клуб УАЗоводов Фотогалерея УАЗБУКИ Форум УАЗБУКи Руководства, справочные материалы об УАЗ Каталог деталей УАЗ