УАЗБУКА, почти все об автомобилях УАЗАвтомобили УАЗ: Клуб УАЗоводов, Фотогалерея, Форум УАЗ, библиотека, каталог УАЗ
Автовентури
УАЗБУКА, почти все об автомобилях УАЗ
 

[ Лирика УАЗ ] [ Третья часть ]

Русский север. Путешествие по Поонежью.
© Евгений Шелковников


День 3
Каргополь

Русский север. Путешествие по Поонежью. (на УАЗе)Каргополь, потрясающий город, один из древнейших городов Российского Севера. Он расположен на левом берегу реки Онеги близ ее истоков из озера Лаче. Из-за пожара 1765 года уничтожившего весь архив Каргополя невозможно даже указать точную дату его основания.
Известно, что в 1612-1614 годах Каргополь трижды неудачно осаждался польскими войсками, за что горожанам была дарована царская "Похвальная Грамота".
Начиная с 18 века Каргополь постепенно перестает быть важным торговым городом и к 19 веку становится рядовым городком с населением чуть больше 2500 человек. С тех пор о былом величии города напоминают возвышающиеся и по сей день белокаменные храмы, все они уникальны и по-своему бесподобны, их лучше один раз самому увидеть, чем сто раз о них прочитать или услышать…

Весь день мы решили провести в городе и никуда не ездить, посмотреть все его музеи и достопримечательности…

Первым делом мы отправились смотреть местный кремль. Кремль выглядел как площадь, на которой стояли несколько храмов и здоровая колокольня.

Русский север. Путешествие по Поонежью. (на УАЗе)Двухъярусная Соборная колокольня (1772?1778) построена при императрице Екатерине, по указу которой Каргополь, как и ряд других северных городов России, получил регулярный план. В соответствии с этим планом структура города была подчинена прямоугольной сетке улиц, параллельных реке Онеге. Колокольня была ориентирована на одну из поперечных улиц, выходящих к реке. Однако эта ось оказалась не связанной со сторонами света, которым, согласно канону, подчиняется церковная архитектура. В результате крест на колокольне оказался ориентированным не на восток, а на юго?восток, вызывая недоумение и противореча трем расположенным в непосредственной близости церквям. В таком виде колокольня простояла с 1778 по 2001 год, когда в неправильно ориентированный крест внезапно ударила молния. Колокольня частично обрушилась, но уже в 2004 году была восстановлена в прежнем виде. Интересен тот факт, что колокольня относилась к Христорождественскому собору, но на ней висели колокола четырех церквей, стоящих на площади, – для каждой церкви звонили свои колокола. Высота трехъярусной колокольни 61,5 метр.

На эту колокольню у нас даже получилось подняться, с нее открывается потрясающий вид на город.

Русский север. Путешествие по Поонежью. (на УАЗе) Русский север. Путешествие по Поонежью. (на УАЗе) Русский север. Путешествие по Поонежью. (на УАЗе) Русский север. Путешествие по Поонежью. (на УАЗе)

Русский север. Путешествие по Поонежью. (на УАЗе)Христорождественский собор (1552?1562). Заложен в 1552 году и строился 10 лет вероятнее всего новгородскими мастерами. Первоначально был прост в объёме: прямоугольный в плане, двухэтажный, стоял он на подклете. Существует предположение, что первоначально собор был покрыт тёсом с большими свесами крыш, а в верхнюю, летнюю, церковь вели устроеные с трёх сторон деревянные лестницы с нарядными крыльцами.

В 1652 году с северной стороны к нему был пристроен небольшой придел Святых Филиппа и Алексия. Позднее к южной стене пристраивают другой - во имя Всемилостивого Спаса, а к западной — галерею и крытое крыльцо, и в духе XVII века их щедро украшают белокаменной резьбой. После пожара 1765 года стены собора, давшие трещины, укрепляют мощными контрфорсами. Часть настенных росписей, уцелев во время пожара, была испорчена, поскольку в течение пяти лет собор стоял без всякого ремонта под открытым небом.
В храме была чудотворная Казанская икона Богородицы.
В 1936 году передан в Каргопольский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Русский север. Путешествие по Поонежью. (на УАЗе) Русский север. Путешествие по Поонежью. (на УАЗе)

Русский север. Путешествие по Поонежью. (на УАЗе)Введенская церковь 1802 г.  В первом десятилетии XIX века на Соборной площади, на месте строений, погибших при пожаре 1765 года, возвели церковь Введения Богоматери во храм. По одним сведениям она сооружена в 1802 году, по другим - в 1809-м.
Под тяжелыми сводами ее подвалов-подклетов находилось вывезенное из столицы в 1812 году имущество императорской фамилии.
В настоящее время Введенская церковь входит в состав Каргопольского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

Русский север. Путешествие по Поонежью. (на УАЗе)Церковь Иоанна Предтечи. Церковь построена в 1740-1752 годах на месте деревянной приходской церкви на Соборной площади слева от Христорождественского собора.
С 1994 года находилась в составе Каргопольского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. В 1996 года передана Архангельской и Холмогорской епархии.
В церкви имелась икона местного святого: большой образ каргопольских чудотворцев.

Каргополь очень похож на большой музей, куча старинных деревянных домов, любой из этих домов, как будто памятник архитектуры! Но все эти дома находятся в плачевном состоянии. Много заброшенных и полуразрушенных домов. Народу на улицах очень мало, а вечером их почти нет, так что гулять по городу было огромное удовольствие =)

Русский север. Путешествие по Поонежью. (на УАЗе) Русский север. Путешествие по Поонежью. (на УАЗе) Русский север. Путешествие по Поонежью. (на УАЗе) Русский север. Путешествие по Поонежью. (на УАЗе)

Т.к. весь день попеременно шел дождь, мы решили пойти в гостиницу немного отдохнуть.

Вечером мы опять решили прогуляться по городу. Опять дошли до кремля, а потом пошли на причал, на реке Онега. В этот вечер было очень холодно, наверно градуса 2 или 3 тепла, мы как буто попали в зиму =), а в Москве в это время было больше +10 градусов.
Большинство домов в Каргополе, отапливаются печками, по этому по всему городу стоял запах угля…. Мне этот запах очень нравится =) Как следует померзнув и по фотографировав ночной город, мы отправились спать…

Русский север. Путешествие по Поонежью. (на УАЗе) Русский север. Путешествие по Поонежью. (на УАЗе) Русский север. Путешествие по Поонежью. (на УАЗе) Русский север. Путешествие по Поонежью. (на УАЗе)
Русский север. Путешествие по Поонежью. (на УАЗе)

На следующий день у нас уже была составлена программа поездки =)

День 4
Каргополь - Красная ляга – Кучепалда – Лядины - Каргополь

Проснувшись, по быстрому собравшись и даже не позавтракав мы отправились смотреть деревянные церкви в окрестностях Каргополя.

Русский север. Путешествие по Поонежью. (на УАЗе) Русский север. Путешествие по Поонежью. (на УАЗе) Русский север. Путешествие по Поонежью. (на УАЗе)

Первое место которые мы задумали посетить, это Красная ляга (бывшая деревня). Там стоит очень красивая, заброшенная, деревянная церковь.
Посреди поля, окруженного со всех сторон лесом, возвышается стройная шатровая церковь. Других построек от деревни не осталось. Сретено-Михайловская церковь построена в 1655 году. В основании она имеет восьмигранный сруб с двумя симметричными прирубами. Для Поонежья это редкий тип церкви, ограниченно встречавшийся только в верхнем и среднем течении. До настоящего времени памятник дошел в сильно перестроенном виде. В начале XX века при ремонте были переделаны окна, изменено покрытие западного прируба, над полицами устроен сокративший размеры шатра постамент. Стены церкви получили дощатую, обильно декорированную обшивку.
На фотографии начала XX века памятник зафиксирован без обшивки и с первоначальным покрытием объемов. Крыльцо имело необычную пятигранную кровлю на четырех столбах. По расположению окон похоже, что здание раньше было окружено галереей-гульбищем. В таком случае и крыльцо первоначально было иным.
Церковь в Красной Ляге является единственным шатровым памятником подобного типа, сохранившимся на Онеге.

Русский север. Путешествие по Поонежью. (на УАЗе)


 
Русский север. Путешествие по Поонежью. (на УАЗе) Русский север. Путешествие по Поонежью. (на УАЗе) Русский север. Путешествие по Поонежью. (на УАЗе) Русский север. Путешествие по Поонежью. (на УАЗе)
Русский север. Путешествие по Поонежью. (на УАЗе) Русский север. Путешествие по Поонежью. (на УАЗе) Русский север. Путешествие по Поонежью. (на УАЗе)

На входной двери в церковь несколько досок были выбиты, по этому мы пролезли во внутрь, чтобы посмотреть и пофоткать ее изнутри. К сожалении. внутри никакой росписи не сохранилось.

Русский север. Путешествие по Поонежью. (на УАЗе)

Русский север. Путешествие по Поонежью. (на УАЗе) Русский север. Путешествие по Поонежью. (на УАЗе) Русский север. Путешествие по Поонежью. (на УАЗе) Русский север. Путешествие по Поонежью. (на УАЗе)

После осмотра этой церкви, мы поехали дальше, к заброшенной деревни Кучепалда.

Кучепалда
Через несколько километров пути перед нами появились деревянные дома из сруба и все заброшенные. Заброшена целая деревня!

Русский север. Путешествие по Поонежью. (на УАЗе)

Когда-то в центре деревни было небольшое озеро. Почти круглой формы. И, в отличие от других деревень, все дома в Кучепалде смотрели на озеро. Получилась уникальная круговая планировка деревни. Единственная деревенская улица огибала озеро. А на берегу стояли баньки, мостки...
Баньки всё ещё стоят, вот только озера больше нет! Карстовое озеро, как говорят, ушло под землю в одночасье. Будто бы встали утром люди, а озера нет... История та же, что и в Красной Ляге - там тоже когда-то было озеро...

Русский север. Путешествие по Поонежью. (на УАЗе) Русский север. Путешествие по Поонежью. (на УАЗе) Русский север. Путешествие по Поонежью. (на УАЗе) Русский север. Путешествие по Поонежью. (на УАЗе)
Русский север. Путешествие по Поонежью. (на УАЗе)

Люди стали уезжать из Кучепалды. Жителей оставалось все меньше. Несколько лет назад отключили электроснабжение... Говорят, что иногда сюда еще приезжают хозяева оставленных домов... Но, похоже, все реже и реже.

Некоторые дома в деревне в таком состоянии, что глядя на них снаружи, кажется что они жилые. В одном доме мы все-таки встретили жильца. Мужик проживал там, и охранял несколько домов, которые принадлежали кому то…

Русский север. Путешествие по Поонежью. (на УАЗе) Русский север. Путешествие по Поонежью. (на УАЗе) Русский север. Путешествие по Поонежью. (на УАЗе) Русский север. Путешествие по Поонежью. (на УАЗе)
Русский север. Путешествие по Поонежью. (на УАЗе) Русский север. Путешествие по Поонежью. (на УАЗе)    

 

Мы сделали круг по этой деревне и отправились дальше, в Лядины

Дорога по началу была нормальная, т.е. полноценная асфальтированная дорога. Потом началась бетонка с кривыми плитами, по которой больше 30-40км в час ехать было не возможно. Машина на этих плитах раскачивалась вперед, назад, как корабль на волнах… Потом бетонка закончилась и опять началась грунтовка. Дорога как обычно ужасная, как обычно на карте показано, что это обычная дорога, короче ужас….

Русский север. Путешествие по Поонежью. (на УАЗе) Русский север. Путешествие по Поонежью. (на УАЗе)

Лядины - знаменитое своим культовым ансамблем. Величественная архитектурная композиция состоит из двух церквей и колокольни.

Русский север. Путешествие по Поонежью. (на УАЗе)

Самая ранняя постройка — Покрово-Власьевская церковь, построенная в 1743 году (по другим данным — в 1761). Это традиционный шатровый храм типа восьмерик на четверике с трапезной, но очень большой по размеру. Его высокий шатер виден вокруг на несколько километров. Церковь двухэтажная. В XIX веке стены церкви были обшиты досками, сделано новое крыльцо. Перестройки сильно не исказили облик памятника. Утратив живую поверхность бревенчатых стен, церковь сохранила красивый силуэт с мощным повалом восьмерика, широким размахом полиц и грандиозным взлетом шатра.

Вторая Богоявленская церковь 1793 года по своему образу совершенно иная. Памятник отличается весьма необычным архитектурным решением отдельных частей и деталей. Приземистый восьмерик на четверике завершается пятиглавием. Над углами четверика поставлены небольшие главки. Пластичны и очень живописны формы трехчастного алтарного прируба. Церковь имеет уникальное полукруглое крыльцо. Пятигранная лестница, ведущая к входу, окружена гульбищем. Кровля покоится на четырнадцати резных столбах. Пятигранное крыльцо церкви в Красной Ляге, не являвшееся первоначальным, видимо было упрощенным повторением крыльца Богоявленской церкви. Больше ни на одном памятнике деревянного зодчества подобная форма не встречается. Рубленые стены церкви скрыты позднейшей дощатой обшивкой.
Контрастное сочетание двух столь различных объемов церквей уравновешивается шатровой колокольней. Построена она в начале XIX века. Общее структурное построение колокольни традиционно, но некоторые детали свидетельствуют о надвигавшемся упадке деревянного зодчества.
Раньше ансамбль погоста дополняла рубленая ограда. В древности архитектурные композиции многих северных погостов состояли из трех или даже четырех зданий. Сейчас это явление стало исключительной редкостью. Культовый ансамбль в Лядинах — один из четырех подобных сохранившихся на Русском Севере.

Русский север. Путешествие по Поонежью. (на УАЗе) Русский север. Путешествие по Поонежью. (на УАЗе) Русский север. Путешествие по Поонежью. (на УАЗе) Русский север. Путешествие по Поонежью. (на УАЗе)

Приехав в Лядины мы обнаружили что церкви реставрируются и закрыты. Но нам очень хотелось туда попасть, по этому мы нашли женщину, которая всем этим заведует и открыла нам одну церковь. Зайдя во внутрь я был очень удивлен что в ней сохранились иконы, иконостас и небеса…. Все это было сделано на дереве… Я хотел пофоткать это чудо, но нам запретили, как обычно, в церкви фотографировать нельзя, т.к. они боятся, что фотографии попадут в инет, эти фотографии увидят плохие люди и обворуют церковь.

Русский север. Путешествие по Поонежью. (на УАЗе) Русский север. Путешествие по Поонежью. (на УАЗе) Русский север. Путешествие по Поонежью. (на УАЗе) Русский север. Путешествие по Поонежью. (на УАЗе)

Лично мое мнение, что если захотят украсть иконы, выберут более доступную церковь =)

Женщина нам рассказал, что фотографировать запретили после того, как у них украли несколько икон. Месные деревенские, вообще хотели чтобы эту церковь закрыть для туристов, чтобы в нее могли ходить только эти местные, но хорошо что эта женщина на такое не пошла, и в церковь пускает всех желающих, вот только фотографировать недает ни под каким предлогом.

Далее наш путь лежал в противоположную сторону. Вернувшись, и проехав Каргополь на сквозь, мы поехали смотреть другие церкви. Опять вместо дороги грунтовка =)

Русский север. Путешествие по Поонежью. (на УАЗе) Русский север. Путешествие по Поонежью. (на УАЗе) Русский север. Путешествие по Поонежью. (на УАЗе) Русский север. Путешествие по Поонежью. (на УАЗе)
Русский север. Путешествие по Поонежью. (на УАЗе) Русский север. Путешествие по Поонежью. (на УАЗе)

Проехавшись по деревням, которые уже почти вымерли, мы посмотрели на все те церкви которые и планировали, в оставшийся час до того как стемнеет мы решили покапать. Нашли небольшую полянку радом с какой-то деревней и приступили, через минут 10 нам наконец то улыбнулась удача и мы нашли 10коп 1933 года =) больше на этой полянке мы ничего не нашли… Довольные от такой находки, мы отправились обратно в Каргополь.

Русский север. Путешествие по Поонежью. (на УАЗе)

День 5
Каргополь – Саунино - Большая Шалга - Каргополь

Этот день мы решили провести спокойно, т.е. особо далеко не ездить…
Нашли по карте деревушки с деревянными церквухами в районе 5-10км от Каргополя и поехали туда.

Приехав к церкви Иоанна Златоуста (1665 г.) в Саунино, мы обнаружили что она закрыта, но т.к. эта одна их немногих церквей, где сохранились изначально написанные небеса, мы решили найти того человека который бы нам открыл ее для осмотра. Человека этого мы нашли, но этот человек оказался настолько плохой, что непонятно, как ему доверяли присматривать за этой церковью?
Смотрителем оказалась бабка, которая на наши просьбы показать церковь, ответила, что во первых у нее отпуск и то что мы провезем ее на своей машине 100метров до церкви и оплатим ей эту так сказать экскурсию ее не волновало, а во вторых, туристический сезон уже закончился, и пошли вы отсюда нах…. Типа если хотите посмотреть, приезжайте на следующий год, когда сезон снова откроется.. И даже разговоры о том что мы приехали за 1000км чтобы посмотреть на церкви, не изменило ее решения…

Русский север. Путешествие по Поонежью. (на УАЗе) Русский север. Путешествие по Поонежью. (на УАЗе)

Саунинская церковь — классический образец шатрового храма типа восьмерик на четверике с трапезной. Шатер имеет рубленую конструкцию. Церковь и трапезная построены не одновременно. На южном и северном фасадах основного сруба прочитываются следы от некогда существовавшей галереи.
Трапезная в виде отдельного сруба стоит не строго по продольной оси здания, а со смещением к югу. Живописную асимметрию объемов подчеркивает четверик с главкой, врезанный в кровлю трапезной. Вход в церковь раньше располагался с западной стороны и был оформлен высоким двухвсходным крыльцом.

Русский север. Путешествие по Поонежью. (на УАЗе) Русский север. Путешествие по Поонежью. (на УАЗе)

В интерьере трапезной сохранились два массивных резных столба, поддерживающих потолочную балку- матицу. Рисунок резьбы столбов-опор в виде дынек, перехваченных жгутами, наиболее распространенный и устойчивый в древнерусском деревянном зодчестве. По характеру он напоминает пучок растений или стеблей, перевязанных веревками. Не исключено, что подобные формы восходят к каким-то древним аграрным культам дохристианского периода.
В некоторых деревянных церквях столбы, поддерживающие потолок, имеют по два изогнутых кронштейна, словно поднятые вверх руки у человеческой фигуры. На северорусских вышивках древние славянские божества изображались также с поднятыми вверх руками. Отголоски язычества долго сохранялись в виде архитектурных форм и изображений в прикладном искусстве, при этом первоначальный их смысл зачастую был давно забыт.

Русский север. Путешествие по Поонежью. (на УАЗе) Русский север. Путешествие по Поонежью. (на УАЗе)

Ладно, с испортившимся настроением мы поехали в следующее место, в село Большая Шалга.
Сейчас его уже не существует, но на старом погосте сохранился необычный ансамбль из деревянной шатровой церкви Рождества Христова (1745) и стоящего рядом с ней каменного храма Покрова Пресвятой Богородицы (середина XIX века).

Русский север. Путешествие по Поонежью. (на УАЗе)

Шалга – название местности, означающее по Далю «большой вхожий лес», «дровосеку». Хороший лес здесь давно вырублен, если ехать Няндомским трактом - по сторонам дороги будет лишь кустарник, чернолесье. В редких просветах открываются поля, деревеньки, и, наконец, в удалении от дороги – замшелый шатер деревянной церкви.

Русский север. Путешествие по Поонежью. (на УАЗе) Русский север. Путешествие по Поонежью. (на УАЗе) Русский север. Путешествие по Поонежью. (на УАЗе)

Уникальной постановкой шатра мастерам удалось достигнуть впечатления необычайной стройности сооружения. Нижняя часть храма (четверик с восьмериком) сужены и вытянуты, грани же шатра – необычайно круты, восьмигранная пирамида вверху резко усечена и из нее вырастает главка на шейке, кажущейся несоразмерно тонкой по отношению к усеченной вершине пирамиды. Линия граней шатра не прямая, а слегка выпуклая во внешнюю сторону. Нарушение это лишает сооружение геометрической сухости, придает живописность силуэту храма. Золотистый от замшелости тес, шестью вертикальными рядами покрывающий шатер, усиливает это впечатление. Внутри церкви сохранилисьфрагменты расписного неба.

Русский север. Путешествие по Поонежью. (на УАЗе) Русский север. Путешествие по Поонежью. (на УАЗе) Русский север. Путешествие по Поонежью. (на УАЗе) Русский север. Путешествие по Поонежью. (на УАЗе)

Стоит церковка среди поля, в группе елей и лиственниц на старом погосте: замшелые кресты, старые камни, усыпанные хвоей и шишками… Около «деревяшки» - каменная церковь XIX века с классическим портиком. Но рядом с деревянной церковью, каменная, пусть даже неплохая по формам, всегда проигрывает. В дереве таится какое-то живое очарование. Возле деревянной церкви можно пробыть и час, и другой, и третий – и все так же она радует глаз. Возвращаясь через поле на дорогу, все время оглядываешься и удивляешься – как по мере удаления меняется ее силуэт, все более вытягиваясь и утончаясь, пока не мелькнет последний раз за поворотом дороги…

Оставшееся время решили немного покапать…. Копали много, почти пол дня, копали около деревень и в полях, но увы, ничего кроме гвоздей не нашли…

Вдобавок машина начала борохлить, от таких дорог что-то там случилось, что на холостых оборотах двигатель почти глохнет…
Ладно, фигня, главное что едет, а в Москве разберемся =)

Русский север. Путешествие по Поонежью. (на УАЗе) Русский север. Путешествие по Поонежью. (на УАЗе) Русский север. Путешествие по Поонежью. (на УАЗе) Русский север. Путешествие по Поонежью. (на УАЗе)

[ Третья часть ]

наверх

Top.Mail.Ru



Дизайн © 1999- Уазбука. О сайте

info@uazbuka.ru


Клуб УАЗоводов Фотогалерея УАЗБУКИ Форум УАЗБУКи Руководства, справочные материалы об УАЗ Каталог деталей УАЗ