[ Уазбука. Главная страница ] [ Отзывы и предложения ]

[ Лирика УАЗ ] [ Назад... ] [ Продолжение следует...]

Тюмень - Геленджик - Тюмень. Невероятное путешествие на двух армейских джипах. Часть 2
© Александр Сергеев [Скрежет], фото автора



В горах

УАЗы, ревя моторами, неслись по утренним дорогам прочь. Видели "Мерс", хорошо приложившийся мордой о скалу. Похоже, ночью парню пришлось делать выбор, в пропасть или в скалу. Из двух зол он выбрал меньшее и теперь грустно сидел на камнях, ожидая помощи.

С разбегу забрались на небольшую гору, по едва заметной колее. Прямо в "джунгли" южного леса. Растопили плитку, сварили немудреную похлебку из тушенки, поели, умылись. Неподалеку я обнаружил бегущий с горы ручей. Поднялись вверх, здесь бил дикий родник. Из под камней журчала небольшая, упругая струя. Убедившись в природном происхождении этого источника (после Архипо-Осиповки нам все казалось подозрительным), набрали канистры. Около родника были следы стоянки автомашины и аномально огромное количество использованных презервативов. Мы с Михалычем решили, что этот родник имеет особое свойство положительно воздействовать на мужской организм, со смехом и шутками, много и жадно пили воду. Что очень обеспокоило наших жен. Вероятно, опасаясь быстрого наступления эффекта, они потребовали скорее двигаться в путь.

Ура! Геленджик!

Итак, мы прошли от Тюмени до Геленджика 3200 км. Потратив на это три с половиной дня. Примерно к 9 часам утра въехали в один из самых популярных городов черноморского побережья. Поплутав по просторным улицам, оказались на городском пляже. Залезли мы туда по каким-то бордюрам. Позже отсутствие машин в этой зоне насторожило. Оказалось, она пешеходная. А где нет машин, нет и ГИБДД. Обошлось всё благополучно. Осмотрели в бинокль Геленджикскую бухту и на другом берегу её узрели коттеджный поселок. Двинули в том направлении, попутно заглядывая во все дома с вывеской "Сдаются комнаты". Но сезон был в самом разгаре и с комнатами по нашим запросам мы (Слава Богу!) обломались.

Мыс геленджикской бухты (сзади виден маяк)

Так обогнули почти всю бухту. Впереди был коттеджный поселок.

Нас преследуют

Еще в центре Геленджика я заприметил висящую у нас на хвосте черную "ВОЛГУ" ГАЗ 3102, с тонированными стеклами и местными номерами. Что за лажа? Может кажется? Михалыч по рации тоже подтвердил мои соображения, нас пасут. Стали проверять. Останавливаемся у очередной лачуги, идем спрашивать о наличии свободных комнат. Глазом кошу в сторону, ВОЛГА тоже останавливается метрах в пятидесяти. Блин, КГБ какой-то. Те, кто в ВОЛГЕ, явно не подозревали, что у нас в машинах радиосвязь и мы координируем свои действия. Решили "заманить" ВОЛГУ ближе к коттеджам и устроить разборки. Комплекции у нас внушительные, и решимости набить морду любому говну хоть отбавляй. Останавливаемся с включенными двигателями и решительно направляемся к преследующей машине. Из машины выходит молодой человек с немолодой женщиной и направляются к нам не менее решительно. Здороваемся и с легким "наездом" требуем объяснений.

Коттедж

Уже позже вечером, сидя за накрытым на веранде столом просторного коттеджа, мы со своими "преследователями" весело вспоминали этот эпизод. Так наши хозяева обычно искали себе постояльцев. Обычно видно, как "отпускники" на машинах обеспокоено мечутся по городу в поисках временного жилья, но надо присмотреться к людям, кого попало в постояльцы не берут. Таким образом зятек и его теща приметили нас. Поселились мы в большом просторном коттедже. У каждой пары своя комната с видом на море. К услугам кухня с плитой, туалет с бумагой, ванна с горячей водой, гараж с ямой, телевизор с видео. За всё обычно берут по 150 руб. с человека в сутки. Мы заплатили по 100. Семья хозяев оказались наши бывшие земляки, переехавшие в Геленджик 10 лет назад, отсюда и скидки в обмен на вечерние рассказы, про то, "как там на Родине".

Дядя Вася - полезный сосед

В Геленджике около дельфинария на дороге и сейчас, наверно, стоит уже не молодой ГАИшник, дядя Вася. Дядю Васю - прапорщика ГИБДД - знают все местные. Дядя Вася имеет коттедж с бассейном рядом с нами. В тот день (вечером выяснилось) наши УАЗы не приглянулись ему. Дело в том, что Василий Иваныч ищет летом себе постояльцев весьма оригинальным способом. Наметанным глазом выделяет из потока автомобиль, только что въехавший в город, останавливает и устраивает "наезд". Потом забирает документы и требует: "Следуйте за мной". И на гаишной "Жиге" едет к своему коттеджу. Там перепуганным отдыхающим предлагает расположиться у него по 150 руб. с человека в сутки. Народ в предынфарктном состоянии от такого поворота событий, конечно, соглашается. В случае проблем с местным ГИБДД дядя Вася гарантирует всестороннюю помощь. По рассказам, однажды отмазал своего постояльца, пойманного пьяным у геленджикского винсовхоза и обматерившего милиционеров. Нам, как соседям, тоже было сказано, что ежели чего с автоинспекцией, то обращайтесь. Спасибо тебе, дядя Вася, но повода так и не возникло.

Синее черное море

Чтоб не тратить напрасно время на описание некоторых моментов отдыха, сразу скажу - купались и загорали при каждом удобном случае. Благо, не оборудованный дикий пляж был в 200 метрах от жилья.

Волн почти не было - бухта. Рядом в зоне таможенного контроля стоял полузатопленный теплоход, любимое место желающих понырять с высоты, воткнуться головой в песок, сломать позвонки. Кто-то написал на теплоходе - "Титаник". Так и прилипло. Море в районе перешейка геленджикской бухты было очень мелким, около 40-50 см на протяжении 100 метров от берега, и я постоянно рвался "в море" на УАЗе. Но местные настращали перспективой разъеденых морской водой мостов, дыр в кузове и растрескавшейся резины. Убедили. Хотя однажды я их не послушал. Все прилегающие к Геленджику дикие пляжи были мало заселены отдыхающими. И мы, гоняя по побережью, нашли участок в протяжении километра-двух, где не видели ни одной живой души. Секрет был прост. На все дикие пляжи народ ломил на машинах. А здесь был участок, к которому на машине не подъехать. С одной стороны были густые заросли каких-то деревьев и вдали забор неработающего аэропорта. У моря навалены бетонные блоки. Никто машины не хотел бросать вдалеке. Но УАЗ на то и УАЗ. Я, подключив "передок", смело заехал в море, и, обойдя по воде препятствия, оказался в сказочном месте - до горизонта пустом пляже. Потом таким способом мы ездили в это место очень часто. Теперь жду дыр в мостах и кузове, а их всё нет.

Удивительно, но есть еще на побережье дикие пляжи, где на протяжении километров нет людей

Сборщики податей (геленджикские мытари)

Глава города Геленджика, человек явно практичный, на период курортного сезона объявляет город и прилегающие территории местом муниципальной парковки. Все взрослое и детское население Геленджика летом превращается в сборщиков парковочных пошлин. Для этого им выдают замусоленное распоряжение Главы города и синюю жилетку. Такса везде разная и зависит от совести и наглости сборщика. От 10 до 20 руб. за парковку. Но, чтоб не пугать желающих отдохнуть, сообщу. Весь процесс работы напоминал эпизод рассказа Зощенко. Где в учреждении сидел вахтер и у всех грозно спрашивал пропуск. Если пропуска не было, он пускал и так. Поэтому, растрясшись в первый день на 100 целковых, решили больше никому и ничего не платить. Парковщику говорили, что оплатим по возвращении (если требовал оплаты), а после никто ничего не спрашивал. Так и уезжали. В районе диких пляжей местным пацанам, перекрывавшим дорогу тросом и требовавшим 10 рублей за въезд, сразу объяснили, что мы приехали отдыхать и чтоб подобных вопросов нам больше не задавали. Так что, заприметив вдалеке рыжий УАЗик, трос "автоматически" опускался.

УАЗ - пляжный джип

В первый же день пребывания "на юге" я снял у своего УАЗки все оконные вставки. На всякий случай оставил в машине минимальную сумочку с инструментом, трос, домкрат, насос, аптечку и "треугольник". Таким образом, я мало беспокоился о сохранности вещей в открытой машине. Как меня заверил Игорь (зять хозяйки), про кражи из автомобилей они знают только из журнала "За рулем". Это оказалось чистой правдой.

Мы с женой "рассекали" на УАЗке в пляжном виде, что на "юге" является сезонной нормой. Свежий теплый ветер в салоне и солнце, серпантины горных дорог и природа Кавказа постоянно, наверно по ассоциации, провоцировали снова и снова петь известную дорожную мелодию из к/ф "Кавказская пленница".

Стартер

Если вы читали первую часть, то, наверно, помните, что в путешествие мы отправились с полуработающим стартером. В поездке особо им не пользовался, так как количество долгих остановок было минимальным, а на Кавказе везде уклоны, благодаря которым всегда можно завестись. Однако на шестой день пребывания я решил решить проблему и под "умными" указаниями Михалыча и Виктора (мужа хозяйки) полез под машину. Снял стартер, а Михалыч решил поучить "молодежь" уму-разуму, занявшись разборкой самостоятельно. В начале он сломал один из стягивающих болтов, потом, высверливая его остатки из крышки, обломил под корень "закушенное" сверло. Съездили на местный авторынок (автомагазинов в Геленджике нет) и купили новую крышку и болт. На рынке пожилой сын кавказских гор, узнав о нашей беде, скрутил все необходимое с нового стартера и продал нам весьма дешево, сдабривая речь различными горскими пословицами и прибаутками. При сборке стартера "дома" Михалыч ещё сломал стопорное кольцо бендикса, после чего с позором был отстранен от ремонта. Новое кольцо из подручного куска арматуры за пять минут выточил Виктор в подвале коттеджа, где нами была обнаружена целая токарно-фрезерно-слесарная мастерская, просто потрясшая своим оснащением. Кольцо то служит до сих пор.

Заглядывая вперед, скажу - больше никаких неисправностей в дороге не возникало. Так что УАЗы показали себя как весьма надежные машины, не доставляющие хлопот владельцам.

Дальнебойщики, дружное племя

Такой вывод я сделал, как узнал, что Виктор тоже бывший представитель шоферской элиты. Вечерами он с Михалычем литрами дул различные вина из геленджикского винсовхоза. Напивались до беспамятства под долгие душевные разговоры, под шоферские байки и воспоминания северных трасс. Пели незнакомые дальнебойщицкие песни, а иногда (после четвертого литра) уже и на незнакомом заплетающемся языке. Через несколько дней вино надоело и осталось уделом наших дам, а мы перешли на грузинскую чачу, которую добывал у "надежного чурки" Виктор. Конец пьянкам положила Хозяйка после того, как, накачанный земляками до полуживого состояния, её муж Виктор не смог утром выйти на работу. В последствии всё напоминало кадры из революционных фильмов про подпольщиков. Еще днем с оглядкой набивались стрелки в подвале-мастерской. Вечером конспиративно и незаметно выскальзывали из под присмотра жен. Сидели среди станков с занавешенным плотной тканью окошком и пили-пили-говорили, замирая и вслушиваясь в подозрительные звуки с улицы.

Через три дня весь "марксистский кружок" снова был застукан Хозяйкой и она, пожалев, разрешила возобновить алкогольно-творческие вечера на веранде.

Первое восхождение на геленджикский хребет

Уговорили Виктора показать "секретную" дорогу на вершину одной из гор, где по нашей информации находились несколько дольменов-могильников, не испохабленных туристами в силу труднодоступности. Взяли с собой и Хозяйку.

Если раньше мы всё катались по горным хайвэям с удивительно ровным покрытием, то здесь всё было по-другому. Примерно на середине пути после начала восхождения дорога как понятие кончилась. Пришлось лезть по руслам высохших ручьев, состоящих из крупных и острых камней. Шли на "первой пониженной" из-за очень крутых подъемов. Машины стали греться. Вот тут-то и пришел на помощь масляный радиатор УАЗа. Проблему как рукой сняло.

Всё тряслось, бухали мосты, скрипели рессоры. УАЗы, порой пробуксовывая, вырывали из земли увесистые камни. Был момент, когда я даже усомнился в благоразумии нашей затеи. Жены испугано озирались на раскинувшуюся рядом пропасть. Весь этот кошмар был заснят на видео.

Вершина кавказского хребта покорена!

Чудо-трактор "Беларусь"

И представьте наше удивление, когда на вершине горы нам встретился старенький трактор Т-40, с бетонными чушками на передке для противовеса. Оказалось, вершины гор весьма плоски и не покрыты растительностью, там местные скотовладельцы и косят сено. Чтоб ездить в таких условиях на столь неустойчивом транспортном средстве, надо быть трактористом-виртуозом. Тракторист тоже с удивлением проводил взглядом наш эскорт. Больше его мы не видели.

Спуск

Обнаружив гигантские дольмены, осмотрели их, сфотографировались, поупражнялись с биноклями и двинулись в обратный путь. Спуск, как я и предполагал, оказался сложнее подъема. Одна ошибка при игре тормозами и рулем могла заставить кувыркаться машину до самого Геленджика. После недолгих экспериментов решили спускаться на второй пониженной, манипулируя газом и тормозами. Спуск показался очень долгим. Иногда машина срывалась по камням, и здесь главное было быстро разблокировать колеса, но сохранить усилие торможения, не допуская излишней инерции. Мы с Михалычем взмокли от напряжения. Потом, уже внизу, он хорохорился, мол, не в такие засады попадали, но было видно, что этот спуск дался ему нелегко. На спидометре за "вверх-вниз" прибавилось 12 км.

Загадочные "шары"

Кто был в Геленджике, хорошо знает, что на самой высокой горе хребта видны гигантские по размерам белые "шары". Быстро навели справки у местных. В общем, это заброшенная радарная станция противоракетной обороны СССР. Михаил Сергеевич в угоду Западу приказал сократить систему противоракетной обороны, и с 1989 года станция пустует. Заброшенные казармы, разворованное оборудование, и две оставшихся из пяти антенн излучателей, те самые, что снизу воспринимаются как "шары". Я от любопытства чуть не лопнул. Стали собираться к восхождению, и в один из дней, когда не болела голова, двинулись в путь.

Второе восхождение на геленджикский хребет

Накануне в горах прошли сильные дожди, и местные предупреждали нас о размытых дорогах. Дороги при подъеме удивили одной странностью - с одной стороны одна грунтовая колея, с другой камни голыши. Колея оказалась неким подобием тропинки, а оголенные камни - следы дождевых ручьев. Ситуация повторилась, как и в первый раз. Срывающиеся колеса, тряска. Сбоку настоящая пропасть, а навстречу бортовой ЗИЛ-131 с чугунными болванками на заднице и сеном в кузове. Как мы разъехались, долго рассказывать. Место узкое. В зад сдать равно самоубийству, ЗИЛ не может ползти вверх, широк, а потому может соскользнуть. Разъезжались долго, наслушались ворчни от пожилого шофера-кавказца. Уф! Жены в истерическом состоянии.

И вот впереди "шары". Супер. Просто гигантские сооружения. Лазим везде, осматриваем, фотографируемся. Высота такая, что видно Новороссийск, Дивноморск и корабли на рейде. Нахожу "треногу", отметку высоты. Точно, самая большая гора хребта.

Друзья гор - калмыки

Самые сильные чувства всегда вызывает тот факт, что ты здесь один. Только ты смог. И те, кто с тобой. Не всем так сказать дано. Направляюсь к дальнему "шару", как оттуда из двери выходят три прищуренных паренька. Я аж опешил, они тоже. Прищуренные парни, увидев УАЗы на такой высоте, просто в голос закричали: "Вы что, на машинах сюда заехали?" Потрясение их было не меньше, чем моё. Оказалось, это группа бродячих туристов из Калмыкии, поднималась на эту гору пешком с 6 часов утра. Михалыч передал привет Кирсану Иллюмжинову, и пошли дальше осматривать станцию.

Следы жизни на станции

Полазив по казармам и еще по странным помещениям, цель которых так и не была выяснена, мы отправились к каким-то дальним постройкам, возле которых стояли брошенные армейские гусеничные вездеходы и разобранная до винтиков "шишига". Обойдя вокруг вагончика-балка цвета хаки, неожиданно натыкаюсь на стоящий под навесом и работающий дизель-генератор! Мой взгляд, как специалиста, тут же привлекает большое количество различных армейских антенн, явно в рабочем состоянии, со следами постоянного обслуживания. И здесь потрясенные члены нашей экспедиции замечают люк, лаз, дверь (как угодно), уходящий под землю, в гору. Решили, что мешаем безопасности страны - пора домой, пока нам тут не накостыляли, и, оглядываясь назад, садимся по машинам. Спуск прошел так же, как и в первом восхождении, только пройденный путь был больше, 17 км.

На обратном пути где-то под Челябинском

наверх


Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100