УАЗБУКА, почти все об автомобилях УАЗАвтомобили УАЗ: Клуб УАЗоводов, Фотогалерея, Форум УАЗ, библиотека, каталог УАЗ
Автовентури
УАЗБУКА, почти все об автомобилях УАЗ
 

УАЗ-кемпер или дом на колесах

[ Модели ] 

В гостях у сказки. Из жизни ульяновских буханок в Италии.

Григорий Дьяконов
Полина Дьяконова

Русский джип. История итальянской популяции.

Со дня выпуска первой серийной ульяновской буханки УАЗ-450 прошло 50 лет и как-то неожиданно оказалось, что такая привычная с детства рабочая машинка стала отечественным рекордсменом долгожительства.
Хотя она выпускается и пользуется неплохим спросом до сих пор, долговечность и надежность буханки такова, что в провинции нередко можно встретить на ходу машины, которые старше своих водителей. Такой мы и привыкли ее видеть: неказистой, но довольно симпатичной на вид, местами ржавой, часто побитой, почти всегда грязной, но безотказной как крестьянская лошадка, которая всегда вывезет и на которой и в мир и на пир и в добрые люди.

Но, думаем, мало кто знает, что некоторым из этих лошадок выпала совсем другая жизнь - под жарким южным солнцем и ярко-синим небом, на каменистых горных дорогах, хранящих волнующие древнеримские имена виа Аппиа, виа Аурелиа, виа Фламиниа.
Когда в 1916 году известный итальянский бизнесмен Фернандо Марторелли открывал на Апеннинах торговлю английскими Роллс-Ройсами, он никак не мог предполагать, что его внуки Витторио, Луиджи и Филиппо предпочтут представительским машинам русские внедорожники.
Все началось с увлечения Луиджи ралли-рейдами через Сахару. Тогда-то он и обратил внимание на очень прочный советский джип ГАЗ-69. Но представителю известной в Италии торговой семьи просто ездить на нем было мало. Синьор Марторелли связался с Автоэкспортом, провел соответствующую рекламную кампанию и наладил продажу в Италии ГАЗ-69, а вскоре и нового ульяновского внедорожника УАЗ-469.
Надо сказать, что в 70-90 годы уазики пользовались в Италии очень хорошим спросом. Этому немало способствовали спортивные успехи братьев Марторелли. В 1975 году команда Луиджи Марторелли на четырех УАЗ-469Б и одном мотоцикле Днепр совершила 11-тысячекилометровый пробег по пескам Сахары (фото 1 и фото 2), в 1985-92 годах младший из братьев, Филиппо на специально подготовленном УАЗе неоднократно становился чемпионом Италии по внедорожным гонкам.

Обычные УАЗы, продаваемые в Италии братьями Марторелли, тоже существенно отличались от серийной ульяновской продукции:

УАЗ-Марторелли-Explorer
УАЗ Марторелли Explorer
УАЗ-Марторелли-Marathion
УАЗ Марторелли Marathon

Версия УАЗ-469Б с родным бензиновым двигателем УМЗ-451М (2500 см3, 75 л.с.) называлась UAZ-Explorer, с дизелем Peugeot XD2 (2500 см3, 76 л.с.) - UAZ-Marathon, с турбодизелем фирмы Витторио Марторелли VM (2400 см3, 100 л.с.) - UAZ-Dakar, с бензиновым двигателем FIAT (2000 см3, 112 л.с.) - UAZ-Racing.

С технической точки зрения уровень UAZ-Martorelli уже тогда примерно соответствовал современному UAZ-Hunter.
На итальянских УАЗах впервые появились в качестве стандартного оборудования гидроусилитель руля, кресла спортивного типа и жесткая крыша, хотя климат способствовал тому, что большинство машин поставлялись с мягким верхом.
Наиболее существенные доработки, такие как установка дизельных двигателей, осуществлял Ульяновский автозавод, более мелкие, в том числе подгонку автомобиля под конкретного заказчика, братья Марторелли проводили на своих производственных базах в Риме и Милане. Прямо у ворот предприятия Марторелли соорудили небольшую полосу препятствий, в том числе заполненный водой ров с бетонными стенками под углом 45° и трамплин.
Специально подготовленные машины штурмовали ров и совершали эффектные прыжки с трамплина прямо на глазах потенциальных покупателей. Всего с 1973 по 1999 годы фирма Martorelli продала в Италии 6662 УАЗа, то есть больше чем за те же годы досталось частным собственникам в Советском Союзе!
Какую долю среди них составляли фургоны УАЗ-452 сказать трудно, но судя по сохранившимся фотоснимкам фирменного склада, их было около 10%.

В Италии буханки продавались в двух вариантах: с родным ульяновским двигателем и с уже упомянутым дизелем Peugeot мощностью 78 л.с. Вероятно, последних было большинство, так как почти все буханки, сохранившиеся в Италии до наших дней - дизельные. Насколько можно судить по старым фотографиям, наибольшим спросом пользовались неостекленные грузовые фургоны, хотя многие из них переделывались местными фирмами в пассажирские.
Именно такие, переделанные УАЗ-452 еще несколько лет назад еще возили туристов по склонам вулкана Этна. Однако эти переделки - ничто по сравнению с тем, что делали из обычных ульяновских буханок небольшие фирмы, специализировавшиеся на производстве домов на колесах - кемперов для автотуристов.

История сохранила лишь несколько марок, работавших с русскими внедорожниками - Arca, Grand Erg, Schieppati, Caba, но их было гораздо больше. При переоборудовании в кемпер кузов ульяновского фургона переделывался радикально: как правило, поднималась крыша (напомним, что высота от пола до потолка в стандартной буханке - всего 1315 мм), оборудовались спальные места, обеденный и кухонный блок, туалет и автономный обогреватель.
Все это делалось с истинно итальянским вкусом, который теперь знаком нам по бытовой технике и мебели. При этом, естественно, сохранялось базовое шасси с его уникальной проходимостью. Для чего она была итальянцем, сказать трудно. Думаю, дело в национальном характере. Кто был в Италии, особенно южной, наверное, заметил, что это одна из наименее асфальтированных стран Западной Европы. Кроме того, среди итальянцев чрезвычайно популярны рейды по Северной Африке, а в старых автомобильных журналах можно найти рассказы о путешествиях на буханках по Исландии и Турции.

УАЗ-кемпер. Итальянский УАЗ - дом на колесах.
На рисунке кемпер фирмы Schieppati. В 1983 г. годы журнал Auto in Fuoristrada проводил в Сахаре совместные испытания этого УАЗа с внедорожными кемперами на шасси Renault-Saviem TP3 (прототип известной в СССР чешской Avia) и IVECO Daily. Как и следовало ожидать, УАЗ показал себя наиболее проходимым и наименее комфортабельным.
 

УАЗ-кемпер. Итальянский УАЗ - дом на колесах.
На рисунке кемпер Arca. В 1972 г. в "Технике-Молодежи" была опубликована статья "Ковчег образца 71-го. Советский автомобиль пересекает Сахару", проиллюстрированная именно этим рисунком. В статье рассказывалось об экспедиции журнала "Quattroruote" в Сахару на таком УАЗике. Сейчас этот рисунок часто появляется в Интернете, и наши "уазоводы" спрашивают" "Что это такое, и где это делают. К сожалению, уже нигде...
 

УАЗ-кемпер. Итальянский УАЗ - дом на колесах.
На рисунке - кемпер "Grand Erg". Наши итальянские коллеги ничего о нем не знают, ни одна машина до наших дней не дожила, сохранились только рекламные проспекты. Но говорят, что кто-то где-то когда-то такую машину видел.
 

УАЗ-кемпер. Итальянский УАЗ - дом на колесах.
Эта темно-синяя "буханка" в стандартном низком кузове была оборудована фирмой Grand Erg. В 80-х годах братья Марторелли, Институт географии де Агостини и журнал Quattroruote предприняли на ней экспедицию в Исландию. Эта машина тоже не пропала! В 2008 г. она всплыла на распродаже в Кальяри на острове Сардиния. Сохранились даже все рекламные надписи! Эта машина тоже досталась одному из членов Ассоциации и уплыла на ремонт в Неаполь.

УАЗ-кемпер. Итальянский УАЗ - дом на колесах.

УАЗ-кемпер. Итальянский УАЗ - дом на колесах.
 

Вертолетчик Лоренцо Дутто (ник Bukhanka) тоже живет недалеко от Рима. Его красная "буханка" была одной из первых в УАЗ-Италии. Сейчас она требует кузовного ремонта. Не знаю, возьмется ли за это Лоренцо, недавно его пригласили на работу в Америку. Но, думаю, машина в УАЗ-Италии не пропадет.
Дополнение: Красную "буханку" Лоренцо Дутто (Bukhanka на их форуме) в этом году приобрел президент УАЗ-Италии Маурицио Расо (Mauz). Теперь у него три уазика: УАЗ-469 с дизелем "Пежо", на котором он в 2005 г. приезжал в Москву и Ульяновск, зеленый кемпер УАЗ-452 с поднимающейся крышей и красный, который сейчас требует кузовного ремонта. Проржавел как решето.

УАЗ-кемпер. Итальянский УАЗ - дом на колесах.

Не сомневаюсь, что итальянцы восстановят. "Буханку" из фильма Томмазо и Стефания восстанавливали почти три года. Моя дочь Полина была у них в гостях в 2007 г. А на этой странице форума можно увидеть ее фото в готовом виде летом 2009 г.
http://www.uazitalia.org/forum/topic...8&whichpage=11

Президент Ассоциации UAZItalia Маурицио Расо из Рима. В 2005 г. он возглавлял экспедицию в Россию на своем дизельном УАЗ-469Д. По его словам здесь он тоже подцепил вирус "буханкостроительства". В 2006 г. он стал владельцем такой машины с подъемной крышей. Это очень удачное приобретение, бывший владелец - коллекционер редких автомобилей, соответственно, машина сохранилась как новая. Производитель - яхтенная фирма Caba, поэтому и отделка соответствующая, из дорогих пород дерева. У Маурицио машина простаивать не будет. Третий снимок сделан на ежегодных "покатушках" итальянских "uazzari", а четвертый - в Тунисе, куда он ездил со своим другом Джузеппе Леоне.

УАЗ-469Д с подъемной крышей Президента Ассоциации UAZItalia Маурицио Расо

УАЗ-469Д с подъемной крышей Президента Ассоциации UAZItalia Маурицио Расо

УАЗ-469Д с подъемной крышей Президента Ассоциации UAZItalia Маурицио Расо

УАЗ-469Д с подъемной крышей Президента Ассоциации UAZItalia Маурицио Расо

УАЗ-469Д с подъемной крышей Президента Ассоциации UAZItalia Маурицио Расо

Друг Президента, тоже римлянин, Джузеппе Леоне. В 2005 г. он со своей девушкой Кристиной приехал в Москву в одной машине с Маурицио. С виду толстый добродушный увалень, Джузеппе - лучший механик в Уаз-италии, хотя по профессии винодел. Весной 2007 г. он приобрел в Румынии обычную армейскую "санитарку". В кузове были остатки какого-то оборудования и даже стальные поворотные стулья на пружине. Кто служил в армии, помнит. Всего за два неполных месяца он превратил ее в машину, которую назвали "лучшим УАЗом года.

УАЗ Джузеппе Леоне

УАЗ Джузеппе Леоне

 

И наконец, та самая "буханка" фирмы Schieppati, которая участвовала в сахарских тестах журнала Auto in fuoristrada (Автомобиль на бездорожье). У нее я и позаимствовал окраску "Глафиры"

УАЗ-кемпер. Итальянский УАЗ - дом на колесах.

УАЗ-Глафира. УАЗ-кемпер
Уаз-Глафира.

Страницы из Итальянского журнала:

Страница из итальянского журнала об УАЗ-кемпер Страница из итальянского журнала об УАЗ-кемпер Страница из итальянского журнала об УАЗ-кемпер Страница из итальянского журнала об УАЗ-кемпер

Итальянская статья . На первом фото UAZ-452 Gazzella. Такие "Газели", как я понял, делались непосредственно фирмой братьев Марторелли. Они поставляли УАЗы в Италию и у них была своя небольшая производственная база в Риме и Милане, где они доводили их до ума. Вероятно, таких кемперов со стеклопластиковой крышей было больше всего, так как на сайте УАЗ Италии присутствует сразу несколько машин. У Томмазо со Стефанией тоже что-то подобное.
На втором фото "Катюша" неизвестного производителя. Она интересна как простейший способ переделки в кемпер бортового "головастика" УАЗ-452Д (УАЗ-3303). Думаю, этот вариант может заинтересовать наших умельцев. Насколько мне известно, ни одной такой машины в Италии не сохранилось, хотя имя "Катюша" чрезвычайно популярно среди итальянских "уазоводов".

Продолжение:

Страница из итальянского журнала об УАЗ-кемпер Страница из итальянского журнала об УАЗ-кемпер Страница из итальянского журнала об УАЗ-кемпер Страница из итальянского журнала об УАЗ-кемпер

 

Журнал Техника Молодежи №2 за 1972год со статьей об итальянских УАЗ-кемперах

Журнал ТМ за 1972год об итальянских УАЗ-кемперах Журнал ТМ за 1972год об итальянских УАЗ-кемперах

 

Чешский журнал Мир Моторов

Журнал Мир Моторов (Чехословакия) об итальянских УАЗ-кемперах Журнал Мир Моторов (Чехословакия) об итальянских УАЗ-кемперах

Для будующих "самоделкиных" наверняка пригодятся картинки с возможной компоновкой жилого отсека, взятой из итальянского журнала:

Возможные аврианты компоновки кемпера Возможные аврианты компоновки кемпера

И взятой с форума avtotravel.com

Возможные аврианты компоновки УАЗ-кемпера Возможные аврианты компоновки УАЗ-кемпера Возможные аврианты компоновки УАЗ-кемпера Возможные аврианты компоновки УАЗ-кемпера

Полезные ссылки:

наверх

Top.Mail.Ru



Дизайн © 1999- Уазбука. О сайте

info@uazbuka.ru


Клуб УАЗоводов Фотогалерея УАЗБУКИ Форум УАЗБУКи Руководства, справочные материалы об УАЗ Каталог деталей УАЗ