|
История создания, модели и модификации автомобилей УАЗ
История
| Технические параметры
Фотогалерея из музея УАЗ
Фотогалерея с завода УАЗ
Специализированные военные машины
Тюнинговые модели автомобилей на базе УАЗов 3151* |
| См. так же документацию:
Модификации и комплектации автомобилей(и машинокомплектов) семейства UAZ 2006г. (в формате Excel, сжатый архиватором выложил [Stalker].)
Модификации автомобилей УАЗ (Excel файл 24Кб)
Комплектации автомобилей УАЗ на I квартал 2005г. (Excel файл)
Каталог внедорожников УАЗ 2005 года в формате PDF. (4,9Мб)
Буклеты с выставки МИМС-2002 с описанием всех моделей УАЗ выпускавшихся в 2002 году. |
|
УльЗИС-253 |
| 1944г.
Дизельный грузовик. Ульяновская разработка, фото сбоку
см. так же статью Неизвестный «253-й» в журнале «Грузовик Пресс» №1/2008
наверх
|
|
|
С 1947 года выпускается грузовик ГАЗ-АА, но это не
Ульяновская разработка. |
|
УАЗ-300 |
| 1950г. Прошел дорожные испытания автомобиль УАЗ-300.
Бензиновый грузовик, оснащенный 50-сильным двигателем от "Победы" и новой четырехступенчатой
коробкой передач (опытный образец собран в 1949 г)
наверх
| |
|
УАЗ-302 |
| 1950г.
Создан на основе УАЗ-300
Модифицировали: подняли до полутора тонн грузоподъемность, усилили раму и подвеску, сделали двухскатной ошиновку задних колес.
наверх
| |
|
ГАЗ-69 |
| 1954г.- 1972г.
ГАЗ-69 оснащался восьмиместным кузовом с двумя боковыми дверями и откидным задним
бортом. Вдоль боковых бортов устанавливались трехместные поднимающиеся скамейки.
Предусматривалось крепление носилок для перевозки раненых, машина оборудовалась буксирным устройством
наверх
|
|
|
ГАЗ-69А |
| 1954г.- 1972г.
Отличается от автомобиля ГАЗ-69 четырехдверным кузовом, поперечным расположением
заднего трехместного сиденья. Предназначен для перевозки 5 чел. и 50 кг груза
в багажнике.
На обеих модификациях автомобилей устанавливался рядный четырехцилиндровый двигатель
ГАЗ-69 мощностью 55 л.с. и максимальным крутящим моментом 12,7 Нм
Фото и описание ГАЗ-69А
наверх
|
|
|
УАЗ-450 |
| 1958г. - 1965г.
Полноприводный, вагонная компоновка
(фургон, санитарный автомобиль и грузовик). Основные узлы шасси от ГАЗ-69.
Рабочий объем вигателя - 2432 см 3. Мощность - 62 л.с. (45 кВт).
Длина машины - 4,3 м. Масса в снаряженном состоянии - 1,65 т.
Грузоподъемность - 0.8 т. Скорость - 90 км/ч.
Модели:
- УАЗ-450А - санитарный. Серия с 1958 г.
- УАЗ-450В - микроавтобус
- УАЗ-450Д - грузовик(бортовой) с двухместной кабиной и деревянным кузовом 1958-65гг.
- УАЗ-450П - Экспериментальный седельный тягач с полуприцепом УАЗ-752, 1962-63 гг.
- А-64 - Подъемник на базе УАЗ-450
наверх
|
опытный УАЗ-450А "Сорока"
|
|
УАЗ-451 |
| 1961г.- ?
В 1961 г. завод начал производство заднеприводных машин на базе УАЗ-
450. Фургон с колесной формулой 4х2 получил индекс УАЗ-451, бортовой грузовик - УАЗ-451Д, медицинский автомобиль УАЗ-451А. Внешний вид не изменился, за исключением появления боковой двери на фургонах.
Грузоподъемность 1,0 т.
В 1966 г. установили более мощный верхнеклапанный двигатель УАЗ-451,
четырехступенчатую коробку передач, было изменено внешнее оформление кабины
водителя.
В 1970-х годах, шасси, двигатель и трансмиссию унифицировали по конструкции с агрегатами УАЗ-469
В начале 1980-х годов рычажные амортизаторы заменили на телескопические, 90-сильный
двигатель модели УМЗ-414 (крутящий момент 172 Н*м при 2200 1/мин)
1984 году закрытая система охлаждения с расширительным бачком
Модели:
- УАЗ-451А - санитарный автомобиль
- УАЗ-451В - автобус на 9 человек
- УАЗ-451М (с 1965г.) новые двигатели и трансмиссия, изменено оформление передней части ("ноздри" заменили решеткой радиатора, дожившей до наших дней). Создан на базе УАЗ-451ДМ с боковой распашной дверью. Грузоподъемность – 1 т. Серия с 1966 г
- УАЗ-451МИ - Электромобиль 1977г.
- УАЗ-451ДМ - грузовик с двухместной кабиной и деревянным кузовом
- УАЗ-451Д - грузовой автомобиль с деревянной платформой с тремя открывающимися бортами. Серия в 1961-66 гг
- УАЗ-451П - седельный тягач
- УАЗ-451С - экспериментальный снегоход со съемными лыжами и резинометаллическими гусеницами, фото 2. (Видео с испытаний)
- Автомобиль-рефрижератор ЛуМЗ-946, выпускался Луцким машиностроительным заводом на базе УАЗ-451
История создания УАЗ-451
наверх
|
|
|
УАЗ-452 |
| 1966г.- 1985г.
(фургон, микроавтобус, санитарный автомобиль, грузовик) с приводом на все колеса.
Грузоподъемность 800 кг.
В 1970-х годах, шасси, двигатель и трансмиссию унифицировали по конструкции с агрегатами УАЗ-469
Модели:
- УАЗ-452 - фургон с боковой распашной дверью.
- УАЗ-452А - санитарный автомобиль. Масса – 1,9 т, вместимость – 2+4 лежачих или 7 сидячих мест. Серия в 1968-85 гг.
- УАЗ-452АС - санитарный автомобиль в северном исполнении, оборудованы дополнительным отоплением, двойными стеклами в салоне, усиленной теплоизоляцией пола, крыши и боковин. Рассчитаны на морозы до 60°.
- УАЗ-452АЭ - шасси для установки различного оборудования
- УАЗ-452В - десятиместный микроавтобус вагонной компоновки
- УАЗ-452Д - грузовик с двухместной кабиной и деревянным кузовом. Серия с 1966 г.
- УАЗ-452ДГ - трехосный грузовик, грузоподъемностю в 2 тонны. В сериию не пошел.
- УАЗ-452Г - санитарный автомобиль, отличается от УАЗ-452А вместимостью. Серия с 1971 г.
- УАЗ-452К - экспериментальный 16-местный автобус, 1973 г. (6х4)
- УАЗ-452П - седельный тягач
- «Медея» -реанимационный автомобиль на базе УАЗ-452К (6х4)
- СТП-21 и ТПС-22- самолетный пассажирский трап на шасси УАЗ-452Д
- АТ-6 - аэродромный транспортер (для погрузки-выгрузки грузов) на шасси УАЗ-452Д, 1975 г. С 1-местной кабиной
- «Белозёр-2М» - комбинированная радиостанция (КШМ) на шасси УАЗ-452
- Р-849М - подвижной аэродромный радиоузел связи на шасси УАЗ-452АЭ с прицепом ГАЗ-704
Подвижный радиоузел связи предназначен дляобеспечения телефонной радиосвязи в диапазонах КВ, МВ и ДМВ, а также дляобеспечения телеграфной слуховой и буквопечатающей радиосвязи в диапазоне КВ. Могут использоваться как открытые, так и закрытые каналы.
Для осуществления двухсторонней радиосвязииспользуются радиостанции Р-847ТД, Р-802ВЯ и Р-832М.
Дежурный прием осуществляется на радиоприемникиР-873, Р-870М и Р-871.
Радиоузел размещается на автомобиле УАЗ-452АЭ сприцепом ГАЗ-704.
- ПАР-9М - приводная аэродромная приемопередающая телеграфно-телефонная радиостанция малой мощности.
Приводная аэродромная приемопередающаятелеграфно-телефонная радиостанция средней мощности..
В состав входят передатчики «Пеленг-ЮМ-2» сусилителем мощности УМ-9 на лампе ГУ-81 (2 шт.), маркерный радиомаяк Е.615.6,УКВ радиостанция Р-809М2, СВ приемник Р-880М.
Питание – сеть 220/380 В 50 Гц.
Размещается на шасси УАЗ-452 с прицепом ГАЗ-704.
- СРКР-1 «Октава» (1АРК-10) - Сстанция радиоконтроля и разведки на шасси УАЗ-452 (приемник РТ контроля и разведки ПРКР-1 «Днепр-1КМ» (1РК-9) и др.)
- ОПМС-68 - облегченная подвижная метеостанция на шасси УАЗ-452
- УАЗ-Тамро (Реанимобиль)
- Экскурсионный микропоезд на базе УАЗ-452
- УАЗ-452 с правым расположением руля
Автомобили экспортировались в разные страны, в т.ч. и в западные. Причем часто под другими брендами. Как пример УАЗ-452Д под маркой Белаз
Если на автомобиль устанавливали экранированное электрооборудование, то прибавляли
букву "Э" (УАЗ-452ДЭ...)
На базе УАЗ-452АЭ были созданы, в частности, автомобили-топопривязчики УАЗ-452Т, УАЗ-452Т-II и УАЗ-452Т-2.
Автомобили УАЗ-452 (Буханка) служили основой для Итальянских кемперов
Из-за характерной компоновки считается небезопасным для передних пассажиров при лобовом ударе. Что подтверждалось краш-тестами УАЗ-452.
наверх
| |
|
Плавающий прототип |
| Прототип с рабочим индексом УАЗ-452.
Плавающий
Получил развитие в модели УАЗ-Ягуар
наверх
| |
|
УАЗ-455 |
| Автомобиль УАЗ-455Д колесная формула 4х2, грузоподъемность 1т, усиленная рама. Создан на основе УАЗ-451Д
Статья "Новые микроавтомобили" в журнале "За рулем" 1967 №8
наверх
| |
|
УАЗ-456 |
| Седельный тягач УАЗ-456 с двухосным полуприцепом УАЗ-749
Отличается от ГАЗ-69 установкой седельно-сцепного устройства вместо задней
части кузова, и полуприцепа УАЗ-749 грузоподъемностью 2 т (внутренние размеры
платформы 3460х1876х440 мм).
наверх
|
|
|
УАЗ-457 |
| Самосвал УАЗ-457 был разработан на базе ГАЗ-69(УАЗ)
Разработан в начале 60-х годов. Ввиду малой грузоподъемности в серию не пошел. Но использовался для внутризваодских нужд завода.
наверх
|
|
|
УАЗ-460 |
| 1961г.
В серию запущен не был.
Опытный. Прототип УАЗ-469. Имел лонжеронную раму и зависимую подвеску.
Выпускался в КНР с 1965г кака Beijing BJ212, отличался от нашей модели оформлением передней части кузова.
наверх
| |
|
УАЗ-462 |
|
В серию запущен не был.
Внешне машина отличалась решеткой радиатора. Полноприводные автомобили получили индекс УАЗ-462, а неполноприводные – УАЗ-461М.
наверх
|
|
|
УАЗ-468 |
|
В серию запущен не был.
На УАЗ-468 устанавливались редукторные мосты, подвеска с заделкой рессор по типу УАЗ-469 и телескопические амортизаторы, взамен рычажных, а также маятниковый рычаг в рулевой трапеции и др.
УАЗ-468 не был запущен в производство, а остался в стадии испытаний и доводочных работ.
Краткая история испытаний - в статье Максима Шелепенкова "Редукторная буханка"
наверх
|
|
|
УАЗ-469 |
| 1972г.- 1985г.
"Военный"
Проходил гос. испытания в 1964 году, повторные испытания, по результатам замечаний, были проведены в 1966 году. Но автомобиль начал выпускаться серийно только в 1972 году, поскольку пришлось доводить двигатель УМЗ-451М
История УАЗ-469
Экранированное электрооборудование (72-сильный двигатель ЗМЗ-451МИ), колесные
редукторы (увеличивают клиренс до 300 мм). Полная грузоподъемность 600 кг и 2 человека
или 100 кг и 7 человек с 850-килограммовым одноосным прицепом ГАЗ-704.
Кузов автомобиля смонтирован на прочной и жесткой на кручение лонжеронной раме.
Вездеход получил четырехступенчатую коробку передач с синхронизаторами на III и
IV передачах, дополненную двухступенчатой раздаточной коробкой (демультипликатором).
Модели:
- УАЗ-469Б - Упрощенный вариант: с обычными мостами, без колесных редукторов и экранированного электрооборудования. Серия в 1972-85 гг.
- УАЗ-469БИ - Шасси для установки различного оборудования
- УАЗ-469БИТ - Шасси для установки различного оборудования
- УАЗ-469БГ - Медицинский
- УАЗ-469П - Почтовый (для Минсвязи)
- «Белозёр» (Р-125Б,БР) - Комбинированная радиостанция (КШМ) на шасси УАЗ-469 (две УКВ р/с Р-123, КВ р/с Р-130, Р-014Д)
- Р-403М - Радиорелейная приемопередающая УКВ станция на шасси УАЗ-469БИ или УАЗ-469БИТ
- ДИМ - Дорожный индукционный миноискатель на базе УАЗ-469
- КРАС-ПМ Контрольно-ремонтная автомобильная станция на базе УАЗ-469
- ВДМ-2 Ветеринарно-Дезинфекционная машина
наверх
|
|
|
УАЗ-469Б |
| 1973г.- 1985г.
"Гражданский"
С обычными мостами (клиренс 220 мм), с обычным электрооборудованием, тент
См. так же: Модель УАЗ-469Б собранная итальянским энтузиастом
На некоторые зарубежные рынки УАЗ-469Б поставлялся под именем ТУНДРА(Tundra): фото 1, фото 2, фото3.
наверх
| |
|
УАЗ-470 |
|
1960г.
В серию запущен не был.
С несущим кузовом аналогично УАЗ-460 .
От УАЗ-460 отличается только типом подвески. У УАЗ-470 она независимая.
наверх
|
|
|
УАЗ-471 |
|
1960г.
В серию запущен не был.
Попытка построить противовес американскому Ford M151.
Главный конструктор Музюкин П.И. сделал УАЗ-471 с независимой подвеской всех колес на поперечных рычагах, несущий кузов, но отказался от колесных редукторов. Установлен новый и перспективный V-образный 4 цилиндровый двигатель. Шины 16-ти дюймовые.
По внешнему виду отличить УАЗ-471 от УАЗ-470 можно по плоской решетке радиатора.
наверх
|
|
|
УАЗ-490 (УАЗ-492)
|
|
1967-1968г.
В серию запущен не был.
Экспериментальный вездеход УАЗ-492 с четырьмя гусеницами
Машина могла идти по заболоченной местности либо преодолевать неширокие водные преграды, а зимой передвигаться по снежной целине. Ее характерной особенностью были расчлененные поворотные движители. Крутящий момент от двигателя передавался на заднюю пару гусениц. Но оригинальных узлов и деталей в этом автомобиле было мало – полет конструкторской мысли тормозился принципом максимальной унификации.
И при проектировании УАЗ-490 максимально использовались силовые и трансмиссионные агрегаты, серийно выпускавшиеся на заводе в то время.
В 1965 году был изготовлен первый опытный образец и отправлен на испытания, которые УАЗ-490 провалил. Снегоболотоход оказался чрезмерно тяжелым – его снаряженный вес составлял 3 тонны. А грузоподъемность оказалась недостаточной – лишь 400 кг груза. Из-за большого веса опытный образец один раз чуть не потеряли.
В пойме реки Свияги, где и проходили испытания, как раз намывали песок. И испытатели решили проверить автомобиль на зыбучем песке. Но хорошего результата из этой затеи не вышло – машина села на брюхо, и пришлось ее выдергивать трактором. При этом был установлен еще один минус снегоболотохода – при езде по трассе его гусеницы сильно разбивали дорожное покрытие и при этом сами рвались. Плюс к этому грохот стоял невообразимый. В общей сложности машина прошла около семисот километров.
По результатам этого пробега все работы по снегоболотоходу были прекращены
Более подробно об этой модели в отдельной статье УАЗ-492
см. так же Гусеничные автомобили на базе а/м УАЗ
наверх
|
|
|
УАЗ-3171 |
| Прототип 1981-82г.
В серию запущен не был.
наверх
| |
|
УАЗ-3172 |
| 1992г.- 1993г.
В серию запущен не был.
Имел очень неплохие характеристики:
Дорожный просвет 330мм, блокировки всех трех дифференциалов (межосевого и двух межколесных), гидроусилитель с демпфером.
Масса 1.95т, грузоподъемность 1т, вместимость дл 10чел.
Статья в "Club 4x4" №9 2002:Феникс, которого не было
наверх
|
|
|
УАЗ-3727 |
| 1984г.- 1991г.
В серию запущен не был.
Полуторатонный грузовой фургон, с несущим кузовом и сдвижной боковой дверью.
Статья об УАЗ-3727 КОНЕЦ КРАСНОГО ФУРГОНА
наверх
|
|
|
УАЗ-3801 |
| 1978г.- 19??г.
Электромобиль на базе УАЗ-451
АКБ размещались на полу, электродвигатель под полом (его установили посередине базы). Боковую дверь пришлось укоротить. Полезная грузоподъемность до 650 кг. Масса аккумуляторов 680кг. Полная масса 2750кг.
Одной зарядки хватало на 48-50 км пробега, а бортовое зарядное устройство всего за час заряжало АКБ почти на 70%! После установки системы рекуперации (при торможении заряжалась батарея) пробег возрос до 70-75 км. Для зимы установили бензиновый отопитель от «Запорожца».
Всего УАЗ изготовил более 100 электромобилей. А в октябре 1978 года главный конструктор Кузнецов демонстрировал разработку на всемирной выставке электромобилей в Филадельфии. Наша машина была единственной, работавшей на переменном токе. Сейчас, предпочтение отдается именно переменному току
наверх
|
|
|
УАЗ-3907 "Ягуар" |
|
В серию запущен не был.
Водоплавающий автомобиль на базе УАЗ-469. Герметичный кузов, измененная рама,
усиленная ходовая часть. У амфибии перед задним мостом установлены два гребных
винта.
Масса перевозимого груза | 1 человек и 600 кг или 7 человек |
Масса снаряженного автомобиля, кг | 2050 |
Масса полная, кг | 2750 |
Допустимая полная масса буксируемого прицепа, кг | 750 |
Модель двигателя | 41416.10 |
Номинальная мощность, л/c | 77 |
Максимальный крутящий момент, кгс.м | 17 |
Максимальная скорость, км/ч | 100 |
Максимальная скорость на воде, км/ч | 9 |
Контрольный расход топлива, л/100 км | 11.8 |
Тяговое усилие лебедки | 1600 |
Запас хода по контрольному расходу топлива, км | 950 |
Статья Николая Храмова Страницы истории создания УАЗ-3907 "Ягуар"нашел [Kuvalda.spb.ru]
наверх
|
|
|
УАЗ-3907 Второй серии |
|
В серию запущен не был.
В отличии от первой серии внесены изменения в кузов, салон, панель приборов. В конструкции применены детали от УАЗ-3160.
наверх
|
|
|
УАЗ-3972 |
| 1990г.
В серию запущен не был.
Описание автомобиля УАЗ-3972 и история его создания.
Опытный образец. Всего изготовлено 4 экземпляра.
Рабочие названия: "новая санитарка" и Кинг-конг.
Вместимость |
10 человек |
Масса снаряженного автомобиля, кг |
1950 |
Допустимая полная масса буксируемого прицепа, кг |
1200 |
Номинальная мощность, л/c |
100 |
Максимальная скорость, км/ч |
115 |
Клиренс |
330 |
Запас хода по контрольному расходу топлива, км |
900 |
наверх
|
|
|
УАЗ-296601-20 |
| Разработка 2010 года
Армейский многоцелевой внедорожник УАЗ-296601-020 проектировался по запросу Министерства обороны, одним из условий которого было изменение внешнего облика армейского УАЗа.
Автомобиль на 10 посадочных мест, грузоподъемность 1300 кг, база 3 метра.
Двигатель: 2,3-литровый дизель IVECO-FIA.
Подвеска: передняя – пружинная, задняя рессорная, ведущие мосты – типа «Спайсер».
Особенности: пластиковые передние крылья и стабилизатор заднего моста
Информация с сайта www.uazvolga.ru
наверх
|
|
|
В 1985 году была проведена модернизация, все модификации получили соответственно
новые индексы:
Джипы
УАЗ-469 (с редукторами, военный) - УАЗ-3151-01;
УАЗ-469Б (без редукторов) - УАЗ-31512-01;
УАЗ-469БГ (медицинский) - УАЗ-3152-01;
Грузопассажирские
УАЗ-452(батон) - УАЗ-3741
УАЗ-452А(санитарный) - УАЗ-3962
Грузовые
УАЗ-452Д(головастик) - УАЗ-3303
(добавочный индекс -01 обозначает машины промежуточной серии, часть узлов на
которых была старой конструкции).
Внешность несколько обновили: большие передние и задние фонари и боковые
"поворотники", раздельные фонари освещения номерного знака и заднего хода.
Важнейшим новшеством стала раздельная система тормозов: двухкамерный главный
цилиндр, раздельный привод на переднюю и заднюю оси и сигнальное устройство для
водителя. Но из-за конструкции тормозов модернизированный кузов стал не взаимозаменяем
со старым (от "469-го"). Педали сцепления и тормоза - подвесные (на "469-м" напольные).
Сцепление получило более легкий гидравлический привод.
Аккумулятор перенесли на правую сторону моторного отсека.
Рулевая колонка стала более безопасной - разрезной.
Зеркало заднего вида получило противоослепляющее устройство.
Стеклоомыватель с ножным приводом заменили на электрический.
Обязательными стали передняя и задняя дуги безопасности, входящие в каркас тента,
и ремни безопасности для всех сидений.
Отопитель стал более мощным. Изменен предпусковой подогреватель - его системы
питания и продувки стали автономными.
Система электрооборудования снабжена аварийной сигнализацией, в электропроводку
введены штекеры.
Мощность двигателя УМЗ-414.10 (УМЗ-4.141.10 на армейском 3151) подняли в 1986 году
до 80 л.с. - изменили систему впуска, головку блока цилиндров, поршни. Гильзы
цилиндров стали делать без вставок, втулки клапанов из металлокерамики, термостат
получил твердый наполнитель.
С 1985 года используются карбюраторы К-131 и К-131А вместо К-129В, они получили
систему пуска типа ДААЗ и клапан ЭПХХ у К-131, что увеличило экономичность и
снизило вредные выбросы.
Система охлаждения переведена на тосол, за счет введения расширительного бачка и
герметичной пробки радиатора. Вентилятор стал четырехлопастным, но остался металлическим.
Максимальная скорость возросла до 110 км/ч.
Улучшили центровку карданных валов и герметичность их сальников, что увеличило
ходимость. Рессоры моделей 31512 и 3152 стали менее жесткими.
С 1989 года освоен вакуумный усилитель (сильно облегчивший работу водителя) и
модернизированы ведущие мосты (без редукторов), для повышения динамики автомобиля
уменьшено передаточное число главной пары (с 4,625 до 5,125), для повышения
надежности изменены параметры зацепления. Для отличия модернизированных мостов
на картерах выштампована литера М. Их замена возможна только в комплекте.
наверх
|