|
Двигатель УМЗ-417
из книги Э.Н. Орлова и Е.Р. Варченко "Автомобили УАЗ" техническое обслуживание и ремонт
Смазочная система.
Смазочная система двигателя (рис 19) комбинированная, под давлением и
разбрызгиванием. Давление масла в системе смазки при работе двигателя на масле
М8В1, температуре масла в масляном картере плюс 80 °С и отключенном медяном
радиаторе должно быть не менее 343 кПа при частоте вращения 2000 мин-1
коленчатого вала и не менее 108 кПа при частоте вращения 600 мин-1.
Рис. 19 Схема смазочной системы двигателя
1 - масляный радиатор
2 - крышка масляной горловины
3 - кран масляного радиатора
4 - датчик указателя давления масла
5 - датчик аварийного давления
6 - фильтр очистки масла
7 - масляный насос
8 - пробка сливного отверстия
9 - маслоприемник
10 - редукционный клапан
11 - отверстие для смазки распределительных шестерен
Для контроля за давлением масла на двигателе установлены два датчика. Один
из них связан с указателем давления масла, а другой - с контрольной лампой
аварийного
давления масла в системе смазки двигателя. Датчик аварийного
давления масла срабатывает при давлении 39
78 кПа. При минимальной частоте
вращения коленчатого вала на режиме холостого хода и отключенном масляном
радиаторе контрольная лампа аварийного давления масла не должна гореть.
Загорание пампы указывает на неисправность смазочной системы, которая должна
немедленно устраняться.
В смазочной системе двигателя имеются два клапана редукционный в масляном
насосе и перепускной в масляном фильтре. Оба клапана в эксплуатации регулировки
не требуют. Для охлаждения масла в смазочной системе имеется масляный радиатор.
Включать его, открывая кран, необходимо при температуре воздуха выше 20 °С и
при движении в тяжелых дорожных условиях независимо от температуры окружающего
воздуха.
Масляный картер стальной штампованный. Плоскость разъема масляного картера
с блоком уплотнена пробковыми прокладками Прокладки, уплотняющие переднюю и
заднюю части масляного картера, перед установкой на место обильно увлажняют
водой для исключения их поломки.
Рис. 20 Масляный насос
1 - направляющая втулка
2 - валик в сборе
3 - корпус в сборе
4 - ведущая шестерня
5 - ведомая шестерня
6 - пластина
7 - прокладка
8 - крышка масляного насоса
9 - стопорная пластина
10 и 12 - болты
11 - каркас с сеткой
13 - редукционный клапан
14 - пружина клапана
Масляный насос (рис. 20) шестеренчатого типа, размещен внутри масляного
картера и крепится к крышке четвертого коренного подшипника двумя шпильками.
Шестерни насоса прямозубые металлокерамические. Между корпусом 3 и пластиной 6
насоса установлена паронитовая прокладка 7 толщиной 0,3
0,4 мм. Установка
при ремонте насоса более толстой прокладки недопустима, так как это уменьшит
производительность насоса и создаваемое им давление. От попадания крупных
час
тиц (грязи, ветоши и т. п.) насос защищен каркасом 11 с сеткой. Редукционный
клапан 13 обеспечивает необходимое давление масла в магистрали при работе
двигателя на любых режимах, а также компенсирует увеличивающийся при износе
двигателя расход масла через подшипники, так как масляный насос имеет
избыточную производительность. При повышении давления в смазочной системе выше
допустимого масло отжимает клапан и избыточное масло сбрасывается в полость
масляного насоса.
Рис. 21 Привод масляного насоса и распределителя зажигания.
1 - распределитель зажигания
2 - корпус привода
3 - валик привода
4 - прокладка
5 - блок цилиндров
6 - упорная шайба
7 - шестерня распределительного вала
8 - шестерня привода маслянного насоса
9 - штифт
10 - пластина
11 - втулка
12 - валик масляного насоса
Положение прорези валика:
А - на приводе, установленном на двигателе;
B - на приводе перед его установкой на двигатель;
C - на валике масляного насоса перед установкой привода на двигатель
Привод масляного насоса (рис. 21) осуществляется от распределительного вала
парой винтовых шестерен. Ведущая шестерня 7 выполнена заодно с
распределительным валом. Ведомая шестерня 8 закреплена штифтом на валике,
вращающемся в чугунном корпусе 2. Верхний конец валика имеет смещенную
на 0,8 мм в одну сторону прорезь, в которую входит хвостовик привода
датчика-распределителя зажигания.
Если по каким-либо причинам с двигателя был снят привод масляного насоса,
то для обеспечения правильного положения датчика-распределителя установку
привода на блок производите в следующем порядке:
- выньте свечу первого цилиндра;
- закрыв пальцем отверстие свечи, пусковой рукояткой поворачивайте коленчатый
вал до тех пор, пока воздух не начнет выходить из-под пальца. Это произойдет в
начале такта сжатия;
- убедитесь, что сжатие началось, осторожно поверните коленчатый вал до совпадения
метки на обод
ке шкива коленчатого вала с указателем на крышке распределительных шестерен;
- поверните валик привода так, чтобы прорезь на его торце для шипа распределителя
была расположена так, как указано на рис. 21, поз.В, а валик масляного насоса
при помощи отвертки поверните в положение, показанное на рис. 21, поз. С;
- осторожно, остерегаясь задевать шестерней за стенки блока, вставьте привод
в блок. После установки привода на место его валик должен занять положение,
показанное на рис. 21, поз А.
Рис. 22 Оправка для установки маслянного насоса
Между валиком привода и валиком насоса имеется промежуточная пластина 10,
соединенная с ними шарнирно. Это обеспечивает некоторую свободу в установке
насоса. Но для уменьшения износов в шарнирных соединениях привода и для обеспечения
его безупречной работы необходимо насос устанавливать по возможности соосно с
отверстием для привода. Для этого необходимо пользоваться оправкой (рис. 22),
плотно входящей в отверстие для привода в блоке и имеющей цилиндрический
хвостовик диаметром 13 мм. Насос центрируется по хвостовику оправки и в этом
положении закрепляется.
Продолжение >>
наверх
|