|
|
На УАЗ Буханке по Кавказу
|
[ Путешествия ] |
апрель 2023 года
Продолжение. Предыдущая часть.
Утром провели небольшую ревизию и выяснили, что немного подсел второй АКБ, который питает холодильник.
Воспользовавшись добротой и гостеприимством директора отеля мы смогли подзарядить аккумулятор от местной электросети. Все-таки нравится мне этот отель!
Жаль только не удалось покататься в горах и ощутить всю прелесть наличия в отеле бесплатной сауны.
Зато оценили завтраки и соляную пещеру!
Погода, меж тем не хотела улучшаться, мелкий дождь так и продолжал капать всю дорогу, пока мы выезжали из Архыза.
Зато, - О Чудо!
Буквально через два километра, спустившись всего-то на 200 метров над уровнем моря мы въехали совсем в другое измерение: Тут светило солнце и судя по сухой обочине, сегодня дождя здесь точно не было!
Еще ниже, по дороге, в Нижнем Архызе расположен БТА - "большой телескоп альт-азимутальный" с диаметром зеркала в 6 метров.
Помню еще в далекие советские времена, в журнале “Юный техник” была статья как непросто было изготовить, а потом доставить такое большое зеркало в горы Карачаево-Черкессии. Естественно, это чудо инженерной мысли надо было увидеть воочию.
Поворачиваем к обсерватории, переезжаем реку и на нашем пути возникает внушительный шлагбаум. Пока я думаю, что сказать охране, те машут рукой - проезжайте.
Так мы попадаем на дорогу, ведущую вверх. Длина её 16 км, подъем по высоте 800 метров.
Под нами остается "летающая тарелка" - стилизованная гостиница для приезжих специалистов БТА.
С дороги открываются потрясающие виды на Кавказские горы, внизу видна река Большой Зеленчук и серая лента шоссе по которому мы сюда приехали из Архыза.
Вот и Верхняя научная площадка Специальной астрофизической обсерватории РАН.
Тут есть парковка, прямо под ступенями уходящими к куполу БТА.
Что характерно, наш УАЗ тут не единственный, есть еще УАЗ Патриот - явно привез туристов.
Дорога к звездам!
Слева находится внушительных размеров кран, при помощи которого сгружают и разгружают зеркало БТА -, в том случае если его надо куда-то перевезти. Вообще, у БТА в наличии имеется два зеркала: одно основное, второе запасное. На период, когда основное зеркало нуждается в обновлении, на телескоп устанавливают запасное.
Внутри БТА есть фотографии отражающие основные вехи в истории телескопа.
Есть там и фотографии транспортировки главного зеркала БТА.
Попасть внутрь БТА можно не только астрономам, но и обычным посетителям - если заказать экскурсию.
Расписания мы, естественно не знали, поэтому когда приехали, выяснилось, что экскурсия уже идет полчаса, а следующую надо будет ждать довольно много по времени, что в наши планы совсем не входило.
Решили, что присоединимся к уже начавшейся экскурсии (но за полную стоимость :-( )
Зеркало БТА находится за стеклом. Попасть в этот зал невозможно, поскольку там поддерживается строго определенная температура, а люди обязательно ее нарушат. Собственно говоря, причин нахождения людей там нет - все управляется удаленно из зала управления.
Зал управления тоже не для всех - простому человеку там делать нечего, не дай Бог еще что сломают.
Но возможность "понажимать" кнопки и почувствовать себя астрономом ведущим наблюдения за дальним космосом есть!
Для этого в холле выставлен старый пульт управления - можно вдоволь насладиться вводом координат невидимых галактик и виртуальными перемещениями главного зеркала БТА.
Чем не пульт космического корабля?
Поскольку космические тела экскурсантам, в телескоп, не показывают, то на стенах размещены огромные плакаты, где можно их увидеть. Вот к примеру, строение Солнечной системы.
А это следы столкновений космических тел, в том числе и на земле.
Экскурсовод, он же работающий здесь ученый, рассказывал про галактики, туманности и про остальную часть вселенной, которую люди пытаются изучить при помощи телескопов. Сам же он занимается поиском экзопланет и планет (теоретически) пригодных для жизни.
Тут нам особо не чем похвалиться, поскольку от лидера в это области, от США, мы отстаем не несколько порядков.
Меня правда мучил один вопрос - Зачем искать планеты удаленные от нас на десятки и сотни световых лет? Какая в этом необходимость?
И знаете что? Сотрудник БТА не смог мне на него ответить - типа все ищут и мы ищем :-)
Выходил я из обсерватории со смешанными чувствами - конечно гордость за наших советских ученых, которые создали, на тот момент, самый большой телескоп в мире и недоумение по поводу того, что с тех пор ничего особого сделать не получилось. Даже ремонт зеркала БТА в 2007-2017гг оказался провальным - по сути сотни миллионов рублей просто выбросили "на ветер".
Ладно, грустные мысли прочь - мы же на отдыхе!
Попили чаю в нашей "гостинице Буханка" и начали двигаться вниз.
На выезде стоит указатель до городов СССР, два из которых уже на современной карте не найти.
Ниже по дороге находим изумительную обзорную площадку.
Паркуемся, греемся на весеннем солнышке какое-то время. Наслаждаемся видом на горы, на фоне которых ты кажешься лилипутом, а потом смотришь вниз, где по дороге, по ущелью едут микроскопические автомобили и ощущаешь себя уже великаном - Гулливером!
Солнышко припекает, снег вверху активно тает и по склонам гор бегут многочисленные ручейки сливаясь потом в бурные горные реки.
Наш путь лежит в сторону Домбая.
Докупили продуктов в станице Зеленчукской и повернули в сторону Военно-Сухумской дороги.
И тут опять зашла на нас дождевая тучка, но из неё посыпал не дождь, а град размером с горох.
Железо у Буханки толстое, за него можно было не переживать, но град так нещадно молотил по лобовому стеклу, что за него стало страшно.
Мы стали искать глазами где бы укрыться и обнаружили, что все местные водители уже давно всё поняли и заняли места под мостами, под крышами и навесами. Чудом нашли свободно место под крышей на заправке.
Если такой град застанет путника на открытом пространстве, то будет не очень хорошо.
Въехали в Карачаевск.
Поставили Буханку на то же место, где фотографировались с Путешественником в Новогоднем путешествии по Кавказу в 2016 году.
Чуть отъехали от Карачаевска и опять дорога сухая - тут ни дождя ни града не было.
В Теберду вьехали в 5 вечера.
В Домбай уже где-то полшестого.
На склонах кое-где виднелся снег. Но его количество явно говорило о том, что и тут "катальный" сезон под большим вопросом.
Под таким же большим вопросом было Где же сегодня остановиться на ночлег.
Привычный Букинг не работал, а его аналоги в виде Островка, Яндекса и др. сервисов обладали весьма разрозненной и скудной информацией. К тому же не сезон - не все отели работают.
Мы было попытались проехать по Домбаю и посмотреть отель из разряда "чтобы понравился", но затея оказалась провальной - на узких улочках не развернуться, да еще кругом какие-то стройки, так что на машине бесполезно.
Вернулись к началу поселка, тут был неплохой отель под названием Старый Клен, в котором мы так уютно провели время накануне Нового, 2016 года. Однако на сей раз он был закрыт - "не сезон", объяснил хозяин по телефону. Зато тут рядом был отель Снежная Королева по 2 т.р. за номер, отель Москва (по той же цене) и Саулук.
Остановились в последнем, поскольку он был не у дороги, у него был мангал и нам пообещали "теплый пол", а это при условии, что многие отели уже не отапливаются было небольшим, но преимуществом.
Разгрузились, помылись и занялись готовкой шашлыка, который к слову сказать получился просто обалденным!
То ли горный воздух, то ли парное мясо, то ли волшебный соус, но давно я такого вкусного шашлыка не ел.
Утром пойдем выяснять, работают ли подъемники, и сколько снега осталось в горах.
См. также:
Новогодний Кавказ Путешествие УАЗбуки 2015-2016 года
УАЗы по ПамируПутешествие УАЗбуки 2016 года
Хождение за три моря. Часть 1: Россия - Грузия 2017 год
Дизайн © 1999- Уазбука. О сайте
info@uazbuka.ru