УАЗБУКА, почти все об автомобилях УАЗАвтомобили УАЗ: Клуб УАЗоводов, Фотогалерея, Форум УАЗ, библиотека, каталог УАЗ
УАЗБУКА, почти все об автомобилях УАЗ
 

УАЗ на десятерых
Николай Марков
Иллюстрации из архива автора.
Опубликовано: журнал «КомТранс» № 3 / 2013 год.

[ Модели ] 


В 1989 году Ульяновский автозавод получил заказ по линии Минобороны на разработку автомобиля, наилучшим образом приспособленного для переброски отделения из 10 человек с полным снаряжением, включая водителя и командира. При этом речь шла не о какой-то принципиально новой конструкции, а лишь о создании специальной модификации на базе серийной модели.

С конвейера УАЗа в то время сходили три основные серии автомобилей: условно легковые вездеходы «3151», грузовые «головастики» «3303» и «буханки» «3741». Машины каждой из этих серий теоретически можно было модифицировать под требования технического задания. А потому для выбора наиболее рационального варианта было принято решение о постройке для функциональных испытании сразу трех макетных образцов - по одному на базе каждого из семейств. В ноябре того же года в Ульяновске построили образцы на базе УАЗ-3151 и УАЗ-33031 (платформа, скамейки и тент у последнего в декабре были подвергнуты модернизации силами 38-го Опытного завода Министерства обороны), а конструктивно более сложный вариант на базе УАЗ-37411 был закончен в феврале 1990-го. Все они поначалу не имели никаких собственных обозначений.

Что представляли собой эти автомобили?

зкспериментальный УАЗ на 10 мест
Макетный образец на базе УАЗ-3151.

Наименьшим внешним изменениям подвергся вариант на базе УАЗ-3151. Лишь при внимательном осмотре можно было заметить, что задний свес его кузова стал длиннее на 200 мм. На такую же величину была наращена и рама, попутно снабженная дополнительной поперечиной. Все это позволило полностью изменить планировку задней части салона, разместив там три скамейки на восьмерых бойцов. При этом сами скамейки были расставлены в форме буквы «П»: две 3-местные крепились вдоль боковин кузова, а еще одна откидная 2-местная - напротив задних дверей, сразу за спинками сидений водителя и командира (садиться на нее бойцам предполагалось лицом к дверям).

зкспериментальный УАЗ на 10 мест
Макетный образец на базе УАЗ-3151

В свою очередь, макетный образец на базе УАЗ-33031 получил абсолютно новую цельнометаллическую платформу с тентом, установленную существенно ниже штатной деревянной за счет введения в ее конструкцию колесных арок. Погрузочная высота «уазика» с таким кузовом составила всего 835 мм (против 1040 мм у серийного собрата), однако откидным был сделан только задний борт.

зкспериментальный УАЗ на 10 мест
Макетный образец на базе УАЗ-33031 (УАЗ-33033)

зкспериментальный УАЗ на 10 мест
Макетный образец на базе УАЗ-33031 (УАЗ-33033)

Для размещения восьмерых бойцов служили два полумягких сиденья, установленных спинкой к спинке вдоль осевой линии платформы. Для размещения амуниции предусматривалось свободное пространство под сиденьями, а для крепления личного оружия служили специальные кронштейны на стойках дуг тента. Для освещения и вентиляции кузова в боковины тента были врезаны по три легко открывающихся окна; еще одна пара глухих окон предусматривалась сзади. Наконец, для связи командира с экипажем были сделаны открывающиеся окна в задней стенке кабины и передней стенке тента, связанные между собой специальным тамбуром. Для обогрева платформы при перевозке личного состава в холодное время года на машину был установлен автономный отопитель О-30 с возможностью управления как из кабины, так и из кузова. В летний же период времени либо в ходе выполнения боевой задачи автомобиль мог двигаться с поднятыми боковыми и задним клапанами тента. Кроме того, вариант на базе УАЗ-33031 получил дополнительный топливный бак на 56 л и оригинальный трубчатый передний бампер с развитой силовой защитой передней части кабины.

зкспериментальный УАЗ на 10 мест
Для размещения личного состава в кузове УАЗ-33033 были установлены две продольные скамьи, рассчитанные на 4 человека каждая.

зкспериментальный УАЗ на 10 мест
система отопления грузовой платформы

Третий же макетный образец представлял собой фургон УАЗ-37411, у кузова которого позади кабины была срезана крыша вместе с частью боковин, а оставшиеся дверные проемы попросту заварены. Получившаяся в результате грузовая платформа с глухими бортами была снабжена стойками и тентом, а также парой 4-местных лавок по типу тех, что стояли в кузове образца на шасси УАЗ-33031. На третьем образце также имелась система отопления грузовой платформы, в качестве которой была использована штатная печка серийных медицинских автомобилей УАЗ-3962, подключенная к системе охлаждения двигателя. От «санитарки» же макетному образцу досталась и перегородка кабины с большим раздвижным окном. Завершал картину силовой передний бампер новой конструкции.

зкспериментальный УАЗ на 10 мест
Макетный образец на базе УАЗ-37411

зкспериментальный УАЗ на 10 мест
Макетный образец на базе УАЗ-37411

Сравнительные испытания, проведенные в феврале-марте 1990-го, позволили выявить фаворита, коим оказался образец на базе УАЗ-33031. Он, конечно, был не идеален, однако предоставлял наилучшие условия для перевозки военнослужащих. Нареканий же на два других автомобиля было куда больше. Так, образец на базе УАЗ-3151 оказался заметно перегружен. Согласно техническому заданию, величина полезной нагрузки для всех опытных машин была принята равной 1000 кг, что превышало установленную для серийного автомобиля УАЗ-3151 величину сразу на 200 кг. Еще 20 кг к полной массе добавили удлиненные кузов и рама. А поскольку вся эта дополнительная нагрузка пришлась преимущественно на заднюю часть кузова, у макетного образца существенно изменилась развесовка по осям: передний мост оказался недогружен на 35 кг, тогда как нагрузка на задний мост повысилась сразу на 255 кг. В свою очередь, каждая из задних шин была перегружена на 92 кг против предельно допустимой величины. Подобное перераспределение нагрузок на оси самым негативным образом сказалось на управляемости и курсовой устойчивости автомобиля. Другой проблемой образца на базе УАЗ-3151 оказалась теснота салона. В ходе испытаний были отмечены недостаточная длина боковых 3-местных скамеек, нехватка свободного пространства для размещения вещмешков, отсутствие мест крепления автоматов и абсолютно неудобное размещение военнослужащих на откидной скамье. К тому же среднее время посадки личного состава в этот автомобиль оказалось в 1,5 - 2 раза выше, чем в два других.

В случае же с макетным образцом на базе УАЗ-37411 неудовлетворительным оказались удобство посадки через боковые борта из-за значительной погрузочной высоты (1234 мм) и малого зазора между верхней кромкой борта и распоркой дуг тента (734 мм). Кроме того, при посадке и высадке через задний борт члены экипажа постоянно задевали головой и вещмешками за заднюю дугу тента из-за недостаточного расстояния между ней и кромкой борта (930 мм). Размещение бойцов в кузове также сложно было назвать комфортным из-за слишком низкого тента и крупных колесных арок цилиндрической формы под ногами четырех из восьми человек.

зкспериментальный УАЗ на 10 мест
Для облегчения посадки на макетном образце на базе УАЗ-37411 были сохранены штатные откидные подножки, а задний борт имел вырез в средней части.

Относительно образца на базе УАЗ-33031 комиссией были отмечены такие положительные моменты, как наибольший простор в кузове, наличие штатных мест крепления личного оружия, наилучшие условия посадки и высадки экипажа. При этом залезать в кузов удобнее всего было через закрытый задний борт, поскольку в этом случае сохранялась возможность пользования специальной подножкой под платформой. При посадке же в кузов с открытым бортом военнослужащим приходилось задирать ногу сразу на пол платформы, находящийся в 835 мм над землей. Ну а объективную критику вызвали трудности при посадке через боковые борта вследствие отсутствия дополнительных подножек по бокам платформы, чрезмерно выступающие колесные арки, «съевшие» свободное место для ног у двух членов экипажа, а также раннее укачивание личного состава при движении по грунтовым дорогам.

По совокупности полученных результатов в военном ведомстве было принято решение о дальнейшей доводке макетного образца на базе УАЗ-33031, которому постфактум выделили собственный индекс УАЗ-33033, и прекращении работ в отношении двух других машин.

зкспериментальный УАЗ на 10 мест
При необходимости на УАЗ-33033 можно было поднять задний и боковые клапаны тента или вовсе демонтировать тент вместе с дугами

зкспериментальный УАЗ на 10 мест

Уже в апреле 1990 года в Ульяновске были построены два доработанных образца 10-местных «головастиков» под маркой УАЗ-33034. От первой макетной машины «тридцать четверки» в первую очередь отличались применением модернизированных платформ и ведущих мостов с колесными редукторами, позволивших улучшить геометрическую проходимость (погрузочная высота вследствие этого повысилась до 870 мм). Доработка кузовов свелась к увеличению высоты бортов с 300 до 400 мм, появлению вырезов под колесные арки в наружных панелях боковин и применению цельного тента без боковых клапанов (остался лишь задний отстегивающийся клапан).

зкспериментальный УАЗ на 10 мест
Два первых образца УАЗ-33034 получили мосты с колесными редукторами, доработанные платформы с вырезами под колесные арки в боковых панелях и трубчатые силовые бампера как спереди, так и сзади

зкспериментальный УАЗ на 10 мест

Подвергся пересмотру процесс посадки личного состава: теперь он стал осуществляться преимущественно через открытый борт, получивший откидную подножку на внутренней стороне - в этом случае исключался контакт бойцов с верхней поперечиной тента. Сохранялась и возможность попадания в кузов через закрытый борт - функцию подножки в этом случае выполнял появившийся сзади силовой бампер из труб. А вот отопительных установок платформы на апрельских образцах УАЗ-33034 не было вовсе: прежний вариант отопления оказался недостаточно эффективным, а на проработку нового решения, вероятно, требовалось больше времени.

зкспериментальный УАЗ на 10 мест зкспериментальный УАЗ на 10 мест
Посадка в кузов УАЗ-33034 с открытым и закрытым бортом

Тем не менее, в таком виде УАЗ-33034 тоже не смог получить путевку в жизнь. В ходе полигонных испытаний выявилось несоответствие кинематики рулевого управления и подвески, выражавшееся в самопроизвольном повороте управляемых колес при экстренном торможении: при выполнении одним из автомобилей остановки с 80 км/ч произошел резкий увод в сторону, закончившийся съездом на обочину и опрокидыванием. Впрочем, попытка возврата к использованию «гражданских» мостов ситуацию не исправила: результаты тормозных испытаний также оказались неудовлетворительными из-за регулярного отрыва задних колес от дорожного полотна, последующей потери управляемости и выхода за пределы 3,5-метрового зачетного коридора. Вследствие этого, по соображениям безопасности УАЗ-33034 не получил рекомендации к постановке на производство и принятию на вооружение в качестве автомобиля для перевозки личного состава.

зкспериментальный УАЗ на 10 мест

зкспериментальный УАЗ на 10 мест

зкспериментальный УАЗ на 10 мест
Последний вариант автомобиля УАЗ-33034 - с мостами без колесных редукторов, дополнительными подножками по краям от задних колесных арок и доработанной системой отопления с автономной «печкой» О-30.

И все же многоцелевой армейский автомобиль такого назначения появился в линейке Ульяновского автозавода, хотя и случилось это спустя целое десятилетие - им стал 9-местный вездеход УАЗ-2966 капотной компоновки (УАЗ-Гусар). Модели же «33034», оказавшейся ненужной армии, попробовали было найти гражданское применение в сугубо грузовом варианте. Цельнометаллическую платформу «тридцать четверки» в упрощенном исполнении (без отопителя, продольных скамеек, кронштейнов для оружия и подножек, с уменьшенным количеством окон в тенте) установили на стандартное шасси «головастика» в гражданском исполнении - так появилась новая модификация УАЗ-33035. Однако и с нею дело ограничилось лишь сборкой 8 товарных экземпляров в период 1993 - 1994 годов. Конвейер же продолжил выдавать в массовом порядке стандартные грузовички УАЗ-3303 с деревянными кузовами.

зкспериментальный УАЗ на 10 мест
УАЗ-33035

зкспериментальный УАЗ на 10 мест
УАЗ-33035

Статья из журнала ЗаРулем за сентябрь 1993 года:

зкспериментальный УАЗ на 10 мест

Один из немногих уцелевших УАЗ-33034 был замечен в одной из воинских частей, расположенной в городе Дмитров Московской области

зкспериментальный УАЗ на 10 мест

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧАСТВОВАВШИХ В ПРОЕКТЕ АВТОМОБИЛЕЙ

МАКЕТНЫЙ
ОБРАЗЕЦ НА
БАЗЕ УАЗ-3151
МАКЕТНЫЙ
ОБРАЗЕЦ НА
БАЗЕ УАЗ-33031
МАКЕТНЫЙ
ОБРАЗЕЦ НА
БАЗЕ УАЗ-37411
УАЗ-33034
(МОСТЫ С РЕДУКТОРАМИ)
УАЗ-33034
(МОСТЫ БЕЗ РЕДУКТОРОВ)
ФАКТИЧЕСКИЕ ГАБАРИТНЫЕ
РАЗМЕРЫ, ММ
4200Х1783Х2055 4630Х1995Х2250 4562Х1938Х2145 4610Х2034Х2204 4568Х2090Х2170
БАЗА, ММ
2380 2300 2300 2300 2300
ДОРОЖНЫЙ ПРОСВЕТ, ММ 300 220 220 300 220
РАЗМЕРЫ ЗАГРУЗОЧНОГО
ПРОСТРАНСТВА (ПО
ОСНОВНЫМ БОРТАМ /
ТЕНТУ), ММ
1590Х1485Х534 / 1240 2670Х1904Х292 / 1282 2720Х1820Х450 / 1275 2610Х1875Х400 / 1280 2610Х1875Х400 / 1280
МИНИМАЛЬНАЯ
ПОГРУЗОЧНАЯ ВЫСОТА, ММ
748 835 1165 870 835
СНАРЯЖЕННАЯ МАССА, КГ 1720 1880 1780 1895 1895
ПОЛЕЗНАЯ НАГРУЗКА, КГ 1000 1000 1000 1000 1000
ПОЛНАЯ МАССА, КГ 2720 2880 2780 2895 2895

Как и многие попытки улучшения автомобиля УАЗ вагонной компоновки, например УАЗ-3972 (тема "ВАГОН") или УАЗ-3727 Фургон (проект который мог бы стать альтернативой ГАЗелям) эта так же завершилась ни чем.

См. так же:
Фотогалерея музея УАЗ

наверх

Top.Mail.Ru



Дизайн © 1999- Уазбука. О сайте

info@uazbuka.ru


Клуб УАЗоводов Фотогалерея УАЗБУКИ Форум УАЗБУКи Руководства, справочные материалы об УАЗ Каталог деталей УАЗ