![]() ![]() |
![]() |
|
УАЗ на десятерых
|
[ Модели ] |
В 1989 году Ульяновский автозавод получил заказ по линии Минобороны на разработку автомобиля, наилучшим образом приспособленного для переброски отделения из 10 человек с полным снаряжением, включая водителя и командира. При этом речь шла не о какой-то принципиально новой конструкции, а лишь о создании специальной модификации на базе серийной модели.
С конвейера УАЗа в то время сходили три основные серии автомобилей: условно легковые вездеходы «3151», грузовые «головастики» «3303» и «буханки» «3741». Машины каждой из этих серий теоретически можно было модифицировать под требования технического задания. А потому для выбора наиболее рационального варианта было принято решение о постройке для функциональных испытании сразу трех макетных образцов - по одному на базе каждого из семейств. В ноябре того же года в Ульяновске построили образцы на базе УАЗ-3151 и УАЗ-33031 (платформа, скамейки и тент у последнего в декабре были подвергнуты модернизации силами 38-го Опытного завода Министерства обороны), а конструктивно более сложный вариант на базе УАЗ-37411 был закончен в феврале 1990-го. Все они поначалу не имели никаких собственных обозначений.
Что представляли собой эти автомобили?
Макетный образец на базе УАЗ-3151.
Наименьшим внешним изменениям подвергся вариант на базе УАЗ-3151. Лишь при внимательном осмотре можно было заметить, что задний свес его кузова стал длиннее на 200 мм. На такую же величину была наращена и рама, попутно снабженная дополнительной поперечиной. Все это позволило полностью изменить планировку задней части салона, разместив там три скамейки на восьмерых бойцов. При этом сами скамейки были расставлены в форме буквы «П»: две 3-местные крепились вдоль боковин кузова, а еще одна откидная 2-местная - напротив задних дверей, сразу за спинками сидений водителя и командира (садиться на нее бойцам предполагалось лицом к дверям).
Макетный образец на базе УАЗ-3151
В свою очередь, макетный образец на базе УАЗ-33031 получил абсолютно новую цельнометаллическую платформу с тентом, установленную существенно ниже штатной деревянной за счет введения в ее конструкцию колесных арок. Погрузочная высота «уазика» с таким кузовом составила всего 835 мм (против 1040 мм у серийного собрата), однако откидным был сделан только задний борт.
Макетный образец на базе УАЗ-33031 (УАЗ-33033)
Макетный образец на базе УАЗ-33031 (УАЗ-33033)
Для размещения восьмерых бойцов служили два полумягких сиденья, установленных спинкой к спинке вдоль осевой линии платформы. Для размещения амуниции предусматривалось свободное пространство под сиденьями, а для крепления личного оружия служили специальные кронштейны на стойках дуг тента. Для освещения и вентиляции кузова в боковины тента были врезаны по три легко открывающихся окна; еще одна пара глухих окон предусматривалась сзади. Наконец, для связи командира с экипажем были сделаны открывающиеся окна в задней стенке кабины и передней стенке тента, связанные между собой специальным тамбуром. Для обогрева платформы при перевозке личного состава в холодное время года на машину был установлен автономный отопитель О-30 с возможностью управления как из кабины, так и из кузова. В летний же период времени либо в ходе выполнения боевой задачи автомобиль мог двигаться с поднятыми боковыми и задним клапанами тента. Кроме того, вариант на базе УАЗ-33031 получил дополнительный топливный бак на 56 л и оригинальный трубчатый передний бампер с развитой силовой защитой передней части кабины.
Для размещения личного состава в кузове УАЗ-33033 были установлены две продольные скамьи, рассчитанные на 4 человека каждая.
система отопления грузовой платформы
Третий же макетный образец представлял собой фургон УАЗ-37411, у кузова которого позади кабины была срезана крыша вместе с частью боковин, а оставшиеся дверные проемы попросту заварены. Получившаяся в результате грузовая платформа с глухими бортами была снабжена стойками и тентом, а также парой 4-местных лавок по типу тех, что стояли в кузове образца на шасси УАЗ-33031. На третьем образце также имелась система отопления грузовой платформы, в качестве которой была использована штатная печка серийных медицинских автомобилей УАЗ-3962, подключенная к системе охлаждения двигателя. От «санитарки» же макетному образцу досталась и перегородка кабины с большим раздвижным окном. Завершал картину силовой передний бампер новой конструкции.
Макетный образец на базе УАЗ-37411
Макетный образец на базе УАЗ-37411
Сравнительные испытания, проведенные в феврале-марте 1990-го, позволили выявить фаворита, коим оказался образец на базе УАЗ-33031. Он, конечно, был не идеален, однако предоставлял наилучшие условия для перевозки военнослужащих. Нареканий же на два других автомобиля было куда больше. Так, образец на базе УАЗ-3151 оказался заметно перегружен. Согласно техническому заданию, величина полезной нагрузки для всех опытных машин была принята равной 1000 кг, что превышало установленную для серийного автомобиля УАЗ-3151 величину сразу на 200 кг. Еще 20 кг к полной массе добавили удлиненные кузов и рама. А поскольку вся эта дополнительная нагрузка пришлась преимущественно на заднюю часть кузова, у макетного образца существенно изменилась развесовка по осям: передний мост оказался недогружен на 35 кг, тогда как нагрузка на задний мост повысилась сразу на 255 кг. В свою очередь, каждая из задних шин была перегружена на 92 кг против предельно допустимой величины. Подобное перераспределение нагрузок на оси самым негативным образом сказалось на управляемости и курсовой устойчивости автомобиля. Другой проблемой образца на базе УАЗ-3151 оказалась теснота салона. В ходе испытаний были отмечены недостаточная длина боковых 3-местных скамеек, нехватка свободного пространства для размещения вещмешков, отсутствие мест крепления автоматов и абсолютно неудобное размещение военнослужащих на откидной скамье. К тому же среднее время посадки личного состава в этот автомобиль оказалось в 1,5 - 2 раза выше, чем в два других.
В случае же с макетным образцом на базе УАЗ-37411 неудовлетворительным оказались удобство посадки через боковые борта из-за значительной погрузочной высоты (1234 мм) и малого зазора между верхней кромкой борта и распоркой дуг тента (734 мм). Кроме того, при посадке и высадке через задний борт члены экипажа постоянно задевали головой и вещмешками за заднюю дугу тента из-за недостаточного расстояния между ней и кромкой борта (930 мм). Размещение бойцов в кузове также сложно было назвать комфортным из-за слишком низкого тента и крупных колесных арок цилиндрической формы под ногами четырех из восьми человек.
Для облегчения посадки на макетном образце на базе УАЗ-37411 были сохранены штатные откидные подножки, а задний борт имел вырез в средней части.
Относительно образца на базе УАЗ-33031 комиссией были отмечены такие положительные моменты, как наибольший простор в кузове, наличие штатных мест крепления личного оружия, наилучшие условия посадки и высадки экипажа. При этом залезать в кузов удобнее всего было через закрытый задний борт, поскольку в этом случае сохранялась возможность пользования специальной подножкой под платформой. При посадке же в кузов с открытым бортом военнослужащим приходилось задирать ногу сразу на пол платформы, находящийся в 835 мм над землей. Ну а объективную критику вызвали трудности при посадке через боковые борта вследствие отсутствия дополнительных подножек по бокам платформы, чрезмерно выступающие колесные арки, «съевшие» свободное место для ног у двух членов экипажа, а также раннее укачивание личного состава при движении по грунтовым дорогам.
По совокупности полученных результатов в военном ведомстве было принято решение о дальнейшей доводке макетного образца на базе УАЗ-33031, которому постфактум выделили собственный индекс УАЗ-33033, и прекращении работ в отношении двух других машин.
При необходимости на УАЗ-33033 можно было поднять задний и боковые клапаны тента или вовсе демонтировать тент вместе с дугами
Уже в апреле 1990 года в Ульяновске были построены два доработанных образца 10-местных «головастиков» под маркой УАЗ-33034. От первой макетной машины «тридцать четверки» в первую очередь отличались применением модернизированных платформ и ведущих мостов с колесными редукторами, позволивших улучшить геометрическую проходимость (погрузочная высота вследствие этого повысилась до 870 мм). Доработка кузовов свелась к увеличению высоты бортов с 300 до 400 мм, появлению вырезов под колесные арки в наружных панелях боковин и применению цельного тента без боковых клапанов (остался лишь задний отстегивающийся клапан).
Два первых образца УАЗ-33034 получили мосты с колесными редукторами, доработанные платформы с вырезами под колесные арки в боковых панелях и трубчатые силовые бампера как спереди, так и сзади
Подвергся пересмотру процесс посадки личного состава: теперь он стал осуществляться преимущественно через открытый борт, получивший откидную подножку на внутренней стороне - в этом случае исключался контакт бойцов с верхней поперечиной тента. Сохранялась и возможность попадания в кузов через закрытый борт - функцию подножки в этом случае выполнял появившийся сзади силовой бампер из труб. А вот отопительных установок платформы на апрельских образцах УАЗ-33034 не было вовсе: прежний вариант отопления оказался недостаточно эффективным, а на проработку нового решения, вероятно, требовалось больше времени.
Посадка в кузов УАЗ-33034 с открытым и закрытым бортом
Тем не менее, в таком виде УАЗ-33034 тоже не смог получить путевку в жизнь. В ходе полигонных испытаний выявилось несоответствие кинематики рулевого управления и подвески, выражавшееся в самопроизвольном повороте управляемых колес при экстренном торможении: при выполнении одним из автомобилей остановки с 80 км/ч произошел резкий увод в сторону, закончившийся съездом на обочину и опрокидыванием. Впрочем, попытка возврата к использованию «гражданских» мостов ситуацию не исправила: результаты тормозных испытаний также оказались неудовлетворительными из-за регулярного отрыва задних колес от дорожного полотна, последующей потери управляемости и выхода за пределы 3,5-метрового зачетного коридора. Вследствие этого, по соображениям безопасности УАЗ-33034 не получил рекомендации к постановке на производство и принятию на вооружение в качестве автомобиля для перевозки личного состава.
Последний вариант автомобиля УАЗ-33034 - с мостами без колесных редукторов, дополнительными подножками по краям от задних колесных арок и доработанной системой отопления с автономной «печкой» О-30.
И все же многоцелевой армейский автомобиль такого назначения появился в линейке Ульяновского автозавода, хотя и случилось это спустя целое десятилетие - им стал 9-местный вездеход УАЗ-2966 капотной компоновки (УАЗ-Гусар). Модели же «33034», оказавшейся ненужной армии, попробовали было найти гражданское применение в сугубо грузовом варианте. Цельнометаллическую платформу «тридцать четверки» в упрощенном исполнении (без отопителя, продольных скамеек, кронштейнов для оружия и подножек, с уменьшенным количеством окон в тенте) установили на стандартное шасси «головастика» в гражданском исполнении - так появилась новая модификация УАЗ-33035. Однако и с нею дело ограничилось лишь сборкой 8 товарных экземпляров в период 1993 - 1994 годов. Конвейер же продолжил выдавать в массовом порядке стандартные грузовички УАЗ-3303 с деревянными кузовами.
Статья из журнала ЗаРулем за сентябрь 1993 года:
Один из немногих уцелевших УАЗ-33034 был замечен в одной из воинских частей, расположенной в городе Дмитров Московской области
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧАСТВОВАВШИХ В ПРОЕКТЕ АВТОМОБИЛЕЙ
МАКЕТНЫЙ ОБРАЗЕЦ НА БАЗЕ УАЗ-3151 |
МАКЕТНЫЙ ОБРАЗЕЦ НА БАЗЕ УАЗ-33031 |
МАКЕТНЫЙ ОБРАЗЕЦ НА БАЗЕ УАЗ-37411 |
УАЗ-33034 (МОСТЫ С РЕДУКТОРАМИ) |
УАЗ-33034 (МОСТЫ БЕЗ РЕДУКТОРОВ) |
|
ФАКТИЧЕСКИЕ ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, ММ |
4200Х1783Х2055 | 4630Х1995Х2250 | 4562Х1938Х2145 | 4610Х2034Х2204 | 4568Х2090Х2170 |
БАЗА, ММ |
2380 | 2300 | 2300 | 2300 | 2300 |
ДОРОЖНЫЙ ПРОСВЕТ, ММ | 300 | 220 | 220 | 300 | 220 |
РАЗМЕРЫ ЗАГРУЗОЧНОГО ПРОСТРАНСТВА (ПО ОСНОВНЫМ БОРТАМ / ТЕНТУ), ММ |
1590Х1485Х534 / 1240 | 2670Х1904Х292 / 1282 | 2720Х1820Х450 / 1275 | 2610Х1875Х400 / 1280 | 2610Х1875Х400 / 1280 |
МИНИМАЛЬНАЯ ПОГРУЗОЧНАЯ ВЫСОТА, ММ |
748 | 835 | 1165 | 870 | 835 |
СНАРЯЖЕННАЯ МАССА, КГ | 1720 | 1880 | 1780 | 1895 | 1895 |
ПОЛЕЗНАЯ НАГРУЗКА, КГ | 1000 | 1000 | 1000 | 1000 | 1000 |
ПОЛНАЯ МАССА, КГ | 2720 | 2880 | 2780 | 2895 | 2895 |
Как и многие попытки улучшения автомобиля УАЗ вагонной компоновки, например УАЗ-3972 (тема "ВАГОН") или УАЗ-3727 Фургон (проект который мог бы стать альтернативой ГАЗелям) эта так же завершилась ни чем.
См. так же:
Фотогалерея музея УАЗ
|
|
Дизайн © 1999- Уазбука. О сайте
info@uazbuka.ru