|
|
УАЗ-492.
|
[ Модели ] |
октябрь 2023 года
В 1965 году в рамках эксперимента инженеры завода разработали четырехгусеничный плавающий вездеход УАЗ-492 (по другим документам УАЗ-490), который бы мог передвигаться по тяжелому бездорожью.
Машина могла идти по заболоченной местности либо преодолевать неширокие водные преграды, а зимой двигаться по снежной целине. Её характерной особенностью были расчлененные поворотные движители. Крутящий момент от двигателя передавался только на заднюю пару гусениц.
Вообще, непонятно, почему конструктора выбрали именно такую схему - с поворотными гусеницами.
Ведь это решение сводит на нет все преимущества в маневренности (по сравнению с бортоповоротной схемой), но при этом добавляет новых проблем: Из-за нетипичного поворотного механизма водитель-испытатель с большим трудом разворачивал снегоболотоход.
Зато оригинальных узлов и деталей в этом автомобиле было мало – полет конструкторской мысли тормозился принципом максимальной унификации. (Это кстати потом "аукнется" в подобном решении "унифицировать" бензиновый двигатель ЗМЗ-406 и дизельный ЗМЗ-514)
В 1965 году был изготовлен первый опытный образец и отправлен на испытания, которые УАЗ-490 провалил.
Снегоболотоход оказался чрезмерно тяжелым – его снаряженный вес составлял 3 тонны. А грузоподъемность оказалась недостаточной – лишь 400 кг груза. Из-за большого веса опытный образец один раз чуть не потеряли.
В пойме реки Свияги, где и проходили испытания, как раз намывали песок. И испытатели решили проверить автомобиль на зыбучем песке. Но хорошего результата из этой затеи не вышло – машина села на брюхо, пришлось её выдергивать трактором.
При этом был установлен еще один минус снегоболотохода – при езде по трассе его гусеницы сильно разбивали дорожное покрытие и часто сами рвались. Плюс к этому грохот стоял невообразимый.
Позже, была проведена работа "над ошибками" - было увеличено количество катков в передних гусеницах, гусеницы стали длиннее, увеличилась площадь опоры. Отказались от механизма поворота гусениц. Сделали "мягче" подвеску. Однако это не решило всех проблем.
При движении по снежной целине двигатель работал с большими перегрузками из-за недостаточной системы охлаждения. Воздушный фильтр засасывал в подкапотное пространство снег со всеми вытекающими в виде залитого водой двигателя.
Ко всему, маломощный двигатель работал на пределе своих возможностей, однако расход топлива, при том был невообразимо большим 100 литров на 100 километров.
В общей сложности машина прошла около семисот километров и по результатам испытаний все работы по снегоболотоходу были свернуты.
См. так же:
Автомобиль УАЗ-3172 - неудавшаяся замена УАЗ-469
Незавершённая история, о создании линейки УАЗ-3170
УАЗ-3907 "Ягуар" - амфибия для армии
УАЗ-3972 - модель, которая должна была прийти на смену Буханке
УАЗ-3727, автомобиль, который мог бы выпускаться вместо ГАЗели
УАЗ-Симба, перспективный минивен от УАЗ
Дизайн © 1999- Уазбука. О сайте
info@uazbuka.ru